Учебно-исследовательская работа «Обнаружение хлоридов в модельном растворе, минеральной воде и в почвенной вытяжке»
14 мая 2021
Данная работа выполняется с помощью производимого ГК «Крисмас» класс-комплекта-лаборатории ЭХБ (экология, химия, биология) − комплекта оборудования, методических и дидактических материалов (далее − ЭХБ).
ЭХБ предназначен для проведения лабораторного практикума в средней общеобразовательной школе в рамках современных вариативных базовых программ по химии, биологии, экологии и др. предметов естественнонаучного цикла. Применим в средней общеобразовательной школе, учреждениях профессионального и дополнительного образования.
Класс-комплект-лаборатория ЭХБ позволяет:
Предлагаемая методика проведения фронтальных лабораторных работ и демонстрационных экспериментов унифицирована: ориентирована на развитие межпредметных универсальных учебных действий учащихся и может быть использована в русле большинства педагогических технологий, предполагающих практическую работу учащихся.
Реализация образовательных курсов с применением оборудования из состава класс-комплекта-лаборатории ЭХБ способствует обогащению образовательной среды школ и учреждений дополнительного образования через различные варианты конструирования образовательных мероприятий с акцентом на демонстрационный и лабораторный эксперимент, связанный с простыми в исполнении химическими опытами.
Класс-комплект-лаборатория ЭХБ в целом и её отдельные составляющие удовлетворяют требованиям межпредметной унификации, и могут входить в состав оснащения кабинетов химии, биологии, географии, естествознания, учебно-исследовательских центров и лабораторий, дополняя имеющуюся учебно-материальную базу по актуальному направлению практических работ по оценке экологического состояния факторов окружающей среды.
Цель предлагаемой в настоящем материале работы: изучение хлоридов как естественных компонентов воды и почвы с использованием метода их обнаружения с помощью ЭХБ.
Вступительная информация.
Чтобы определить, какие ионы и в каких концентрациях находятся в водных растворах, можно использовать различные методы. В этой работе используется один из самых простых методов, который позволяет проверить наличие в воде или водной вытяжке ионов хлоридов. Такой метод называется методом обнаружения.
В ходе осуществления этого метода можно наблюдать за изменением окраски раствора или появлением нерастворимого осадка. В случае положительного результата можно быть уверенным, что анализируемый ион присутствует в растворе. Однако отрицательный результат (цвет не меняется или отсутствует осадок) не обязательно означает, что ион хлорида отсутствует в растворе. Ион может присутствовать в таком малом количестве, что изменение цвета или образование осадка останется незамеченным.
Для определения ионов в таких малых концентрациях можно использовать более чувствительные методы, с которыми также можно познакомиться с помощью производимого ГК «Крисмас» учебного оборудования, используемого в других учебно-исследовательских работах.
Оборудование из основного состава ЭХБ для обнаружения хлоридов в модельном растворе, минеральной воде:
Подробнее с алгоритмом подготовки водной почвенной вытяжки можно познакомиться в изданном ГК «Крисмас» «Экологическом практикуме: Учебном пособии с комплектом карт-инструкций»/ Под ред. к.х.н. А.Г. Муравьёва. – Изд. 7-е, перераб. – СПб.: Крисмас+, 2020. – 176 с.: ил.
Оборудование из основного состава ЭХБ для определения хлоридов в почвенной вытяжке:
Примечание. Данное оборудование, как правило, имеется в школьных лабораториях. В случае его отсутствия ГК «Крисмас» готово отобрать современные образцы данных изделий и поставить их по отдельному заказу.
Ход работы
1.
Налейте в пробирку до метки «5 мл» модельный раствор хлорид-ионов.
2.
Прибавляйте по каплям раствор нитрата серебра.
3.
Наблюдайте выпадение белого творожистого осадка.
Примечание. Если содержание хлорид-ионов незначительно, то вместо осадка наблюдается лишь помутнение раствора.
4.
Исследуйте наличие хлорид-ионов в минеральной воде, водопроводной воде, почвенной вытяжке, соблюдая ту же последовательность операций, что и с модельным раствором.
Зафиксируйте результаты в тетради.
Сделайте вывод о наличии (или отсутствии) хлорид-ионов в почвенной вытяжке и воде. Напишите уравнение химической реакции образования осадка.
Для консультации и по вопросам приобретения просьба обращаться:
lab@christmas-plus.ru
8 (800) 302-92-25 (звонок по РФ бесплатный)
8 (812) 575-54-07, 575-55-43
Подписывайтесь на наш канал в Ютюбе!
Вы всегда будете в курсе наших последних новостей и сможете наглядно познакомиться с нашей продукцией.
ЭХБ предназначен для проведения лабораторного практикума в средней общеобразовательной школе в рамках современных вариативных базовых программ по химии, биологии, экологии и др. предметов естественнонаучного цикла. Применим в средней общеобразовательной школе, учреждениях профессионального и дополнительного образования.
- выполнять под руководством и наблюдением учителя актуальные опыты и эксперименты с использованием полностью готовых компонентов на основе пооперационно-визуализированных алгоритмов выполнения практических работ, регламентированных прилагаемым учебно-методическим пособием с комплектом карт-инструкций, изданным ГК «Крисмас» типографским способом (36 опытов и экспериментов);
- обеспечивать необходимым оборудованием практические работы в классе, учебной лаборатории, в полевых экспедиционных условиях;
- проводить относительно простые практические работы и практические работы повышенного уровня сложности с применением методик выполнения измерений по тематике оценки экологического состояния воды, воздуха, почвы и проблемам оценки доброкачественности продуктов питания;
- выполнять учебные исследовательские проекты (в том числе и международного уровня), основанные на комплексном экологическом мониторинге объектов окружающей среды, представленных на локальной территории.
- влияние факторов среды на растения;
- влияние факторов среды на животных;
- влияние факторов среды на безопасность жизнедеятельности человека и его здоровье;
- биологический круговорот веществ;
- жизнь в различных средах;
- экологические аспекты урбанизации;
- потребление химических веществ из природы;
- химическое загрязнение окружающей среды и пр.
Предлагаемая методика проведения фронтальных лабораторных работ и демонстрационных экспериментов унифицирована: ориентирована на развитие межпредметных универсальных учебных действий учащихся и может быть использована в русле большинства педагогических технологий, предполагающих практическую работу учащихся.
Реализация образовательных курсов с применением оборудования из состава класс-комплекта-лаборатории ЭХБ способствует обогащению образовательной среды школ и учреждений дополнительного образования через различные варианты конструирования образовательных мероприятий с акцентом на демонстрационный и лабораторный эксперимент, связанный с простыми в исполнении химическими опытами.
Класс-комплект-лаборатория ЭХБ в целом и её отдельные составляющие удовлетворяют требованиям межпредметной унификации, и могут входить в состав оснащения кабинетов химии, биологии, географии, естествознания, учебно-исследовательских центров и лабораторий, дополняя имеющуюся учебно-материальную базу по актуальному направлению практических работ по оценке экологического состояния факторов окружающей среды.
Цель предлагаемой в настоящем материале работы: изучение хлоридов как естественных компонентов воды и почвы с использованием метода их обнаружения с помощью ЭХБ.
Вступительная информация.
Чтобы определить, какие ионы и в каких концентрациях находятся в водных растворах, можно использовать различные методы. В этой работе используется один из самых простых методов, который позволяет проверить наличие в воде или водной вытяжке ионов хлоридов. Такой метод называется методом обнаружения.
В ходе осуществления этого метода можно наблюдать за изменением окраски раствора или появлением нерастворимого осадка. В случае положительного результата можно быть уверенным, что анализируемый ион присутствует в растворе. Однако отрицательный результат (цвет не меняется или отсутствует осадок) не обязательно означает, что ион хлорида отсутствует в растворе. Ион может присутствовать в таком малом количестве, что изменение цвета или образование осадка останется незамеченным.
Для определения ионов в таких малых концентрациях можно использовать более чувствительные методы, с которыми также можно познакомиться с помощью производимого ГК «Крисмас» учебного оборудования, используемого в других учебно-исследовательских работах.
Оборудование из основного состава ЭХБ для обнаружения хлоридов в модельном растворе, минеральной воде:
- лабораторная посуда и инструментарий (пипетка полимерная, пробирки, штатив полимерный);
- готовые реагенты и растворы: раствор хлорида калия (1 Н), раствор нитрата серебра (1%), модельный раствор хлорид-ионов, вода минеральная, почвенная вытяжка.
Подробнее с алгоритмом подготовки водной почвенной вытяжки можно познакомиться в изданном ГК «Крисмас» «Экологическом практикуме: Учебном пособии с комплектом карт-инструкций»/ Под ред. к.х.н. А.Г. Муравьёва. – Изд. 7-е, перераб. – СПб.: Крисмас+, 2020. – 176 с.: ил.
Оборудование из основного состава ЭХБ для определения хлоридов в почвенной вытяжке:
- лабораторная посуда и инструментарий (воронка полимерная, палочка стеклянная, стакан на 50 мл, фильтр бумажный, цилиндр мерный на 50 мл.);
- готовые реагенты и материалы (раствор хлорида калия (1,0 моль/л), чистая вода, образец почвы).
Примечание. Данное оборудование, как правило, имеется в школьных лабораториях. В случае его отсутствия ГК «Крисмас» готово отобрать современные образцы данных изделий и поставить их по отдельному заказу.
Ход работы
1.
Налейте в пробирку до метки «5 мл» модельный раствор хлорид-ионов.
2.
Прибавляйте по каплям раствор нитрата серебра.
3.
Наблюдайте выпадение белого творожистого осадка.
Примечание. Если содержание хлорид-ионов незначительно, то вместо осадка наблюдается лишь помутнение раствора.
4.
Исследуйте наличие хлорид-ионов в минеральной воде, водопроводной воде, почвенной вытяжке, соблюдая ту же последовательность операций, что и с модельным раствором.
Зафиксируйте результаты в тетради.
Сделайте вывод о наличии (или отсутствии) хлорид-ионов в почвенной вытяжке и воде. Напишите уравнение химической реакции образования осадка.
Для консультации и по вопросам приобретения просьба обращаться:
lab@christmas-plus.ru
8 (800) 302-92-25 (звонок по РФ бесплатный)
8 (812) 575-54-07, 575-55-43
Подписывайтесь на наш канал в Ютюбе!
Вы всегда будете в курсе наших последних новостей и сможете наглядно познакомиться с нашей продукцией.