Технологии инструментальных исследований экологического состояния окружающей среды
4 сентября 2017
Орликова Е.К., к.п.н.
Муравьёв А.Г., к.х.н.
НПО ЗАО «Крисмас+»
Санкт-Петербург
Технологии инструментальных исследований экологического состояния окружающей среды на участках особо охраняемых природных территорий (ООПТ)
В современном мире под воздействием человека природная среда год от года изменяется всё быстрее.
При этом большая доля биологических видов и экосистем не успевает к этим изменениям в должной мере приспособиться и оказывается под угрозой исчезновения.
В связи с этим мероприятия по выделению и охране особо ценных, с точки зрения их уникальности, природных территорий не теряют своей актуальности.
Создание и развитие ООПТ в России – это одна из важнейших задач сохранения её природного богатства.
На территории только Ленинградской области существуют 44 ООПТ, две из которых Нижне-Свирский заповедник и Заказник «Мшинское болото» имеют общероссийское значение.
Основной целью их создания является сохранение и изучение болотных природных комплексов, образованных системой озёр рек и иных водотоков с окрестными лесами, что в свою очередь должно способствовать сохранению и воспроизводству естественной (природной) флоры и фауны в условиях интенсивного хозяйственного и рекреационного использования территории Ленинградской области.
Значительную роль ООПТ играют в организации непрерывного экологического образования.
Они поддерживают сохранение эталонов дикой или минимально нарушенной природы как научных объектов, исследование которых позволяет лучше понимать и прогнозировать развитие биосферы, её реакции на различные виды воздействия со стороны человека.
Также значительный вклад ООПТ вносят в обеспечение благоприятной среды обитания человека, поддержание конкретных видов необходимых ему природных ресурсов (чистой воды, воздуха, почвы, качественных и безопасных продуктов питания).
Нельзя оставить без внимания просветительскую и воспитательную деятельность организованную на заповедных участках силами работников ООПТ, педагогов-экологов, волонтеров общественных организаций и направленную на формирование у людей, особенно у младших поколений, бережного и уважительного отношения к природе и вообще к жизни во всех её проявлениях.
В настоящее время эколого-просветительские структуры ООПТ тесно сотрудничают со своими региональными образовательными учреждениями.
В условиях такого сетевого взаимодействия работа с обучающимися направлена на привлечение ребят к природоохранной деятельности, расширение их экологического кругозора, развитие соответствующих знаний, умений, навыков, содействие профессиональной ориентации.
При этом основными формами эколого-воспитательной работы на участках ООПТ являются:
Одной из наиболее эффективных форм организации экологического практикума на участках ООПТ является проектная исследовательская деятельность обучающихся.
- организация и проведение школьных лагерей и экспедиций;
- организация и работа школьных лесничеств;
- создание и организация работы детских экологических и юннатских кружков;
- содействие проведению полевых практик и научно-исследовательских экспедиций на территории ООПТ;
- проведение экскурсий на заповедной территории;
- проведение тематических занятий с обучающимися;
- организация конкурсов, олимпиад, викторин, конференций;
- привлечение обучающихся к участию в экологических праздниках и акциях.
В этом случае исследования базируются, как правило, на анализе одной или двух групп основных показателей качества окружающей среды из нижеследующих.
- Критерии экологического состояния водоёмов.
- Показатели качества воды (санитарно-гигиенические и др.).
- Показатели состояния почв (естественное состояние, антропогенные загрязнения, нарушения почв).
- Состояние воздушной среды (наличие вредных веществ).
- Климатологическое благополучие.
- Показатели санитарно-пищевого благополучия (безопасность и качество пищевого сырья).
- Уровень антропогенной нагрузки на окружающую среду (комплексные исследования).
- по преобладающей деятельности: исследовательские, практико-ориентированные;
- по содержанию: межпредметные (экология, биология, химия, ОБЖ, география, технология и т.д.);
- по количеству участников: групповые и индивидуальные;
- по длительности: краткосрочные, средней продолжительности (если реализуются во время экспедиций);
- по представлению результатов: презентация развёрнутого доклада.
Основные целевые характеристики эколого-исследовательских работ на участках ООПТ ориентированы по двум важнейшим направлениям.
С одной стороны это достижение некоторых учебно-научных результатов в областях исследований динамики экологических процессов и состояний, а с другой – достижение результатов социально-значимых, таких как развитие экологического сознания учащихся и экологическое просвещение населения.
Проектное исследование строится по типу научного, и его результаты зависят от выделенной проблемы, поставленных целей и задач, выбранных методов исследования и релевантного им оборудования.
Для успешной организации проектного экологического исследования на участках ООПТ применяемое оборудование должно соответствовать следующим основным требованиям:
- быть компактным и мобильным;
- быть операционально не сложным;
- позволять быстро и точно проводить комплексное исследование проб материалов.
НПО ЗАО «Крисмас+» разрабатывает и производит широкий спектр комплектных изделий, которые отвечают всем этим требованиям и позволяют проводить исследования не только в классно-лабораторных, но и полевых экспедиционных условиях.
Одним из достоинств оборудования от «Крисмас+» является унификация его комплектных модулей, а также методики их применения к решению разноуровневых учебно-исследовательских задач.
Такой подход позволяет использовать данное оборудование в условиях любой педагогической технологии, требующей практической опытно-исследовательской деятельности учащихся.
Прогрессивными направлениями исследований экологического состояния окружающей среды, поддерживаемыми изделиями «Крисмас+» являются:
– оценка экологических показателей окружающей среды (вода, воздух, почва);
– оценка факторов БЖ (АХОВ и РБ);
– оценка показателей качества продуктов питания и состояния пищевых объектов;
– оценка показателей эффективности функционирования очистного оборудования;
– оценка специфических показателей функционирования инженерных систем и др.
– оценка состояния водоёмов, сообществ и т.п.
Это даёт возможность вовлекать в учебную эколого-ориентированную проектную исследовательскую деятельность большего количества обучающихся и организовывать комплексные исследования природных объектов.
Зачастую при организации групповых эколого-ориентированных исследовательских проектов на участках ООПТ в состав группы входят учащиеся разного уровня подготовки, обеспечить их продуктивную работу в составе группы, нивелировать разность в уровне базовой предметной подготовки помогают учебно-методические пособия с картами-инструкциями по выполнению работ с применением оборудования ЗАО «Крисмас+».
Изучение этой литературы также помогает определиться с выбором необходимого оборудования на этапе планирования исследовательского проекта.
На протяжении нескольких лет Учебным центром ЗАО «Крисмас +» проводится конкурс исследовательских проектов обучающих различных образовательных организаций «Инструментальные исследования окружающей среды».
Значительная часть присланных на конкурс работ выполнена на участках ООПТ.
Проанализировав итоги этого конкурса мы пришли к интересным выводам, касающимся не только самих работ, но и деятельности педагогов, которые эти работы курируют и помогают осуществлять.
- Использование педагогами в своей профессиональной деятельности современного мобильного полевого лабораторного оборудования от ЗАО «Крисмас+» расширяет спектр тем, предлагаемых учащимся для осуществления исследовательских проектов. Это в свою очередь приводит к расширению границ индивидуального педагогического опыта, позволяет педагогу реализовать свою потребность в самореализации и самоактуализации;
- Тьюторское сопровождение ученической проектной деятельности для тех педагогов, которые не занимались этим ранее, позволило им освоить новую для себя педагогическую позицию, повысив тем самым свою квалификацию и расширив горизонты своей профессиональной деятельности;
- Взаимодействие педагога и учащихся при непосредственном осуществлении лабораторных исследований в полевых условиях даёт эффект сотрудничества в освоении нового для них оборудования, помогает педагогу находиться сразу на двух позициях обучающего и самообучающегося, способствует удовлетворению его потребности в профессиональном саморазвитии.
Для консультации и по вопросам приобретения просьба обращаться:
lab@christmas-plus.ru
8 (800) 302-92-25 (звонок по РФ бесплатный)
8 (812) 575-54-07, 575-55-43
Подписывайтесь на наш канал в Ютюбе!
Вы всегда будете в курсе наших последних новостей и сможете наглядно познакомиться с нашей продукцией.