Содержание и методика организации наблюдений и экспериментирования с объектами природы при работе с дошкольниками
9 апреля 2019
Орликова Е.К., к.п.н., ведущий методист Учебного центра ЗАО «Крисмас+»,
Кузьмин М.А., руководитель рекламно-информационного отдела ЗАО «Крисмас+»
Важной составляющей ознакомления ребенка с окружающим миром является его взаимодействие с природой. Объекты и явления природы — это неотъемлемая часть повседневной жизни каждого из нас. Ежедневно мы используем воду, дышим воздухом, едим, любуемся окружающими растениями или сами выращиваем их на подоконниках и дачных участках.
Развитие представлений ребенка об окружающем его мире природы — это одна из важнейших педагогических задач современного образования, которое имеет несколько возрастных этапов. Каждый из этапов, включая дошкольный, имеет свою цель, задачи, соответствующую возрастным особенностям ребенка методику. Важно, чтобы организация занятий с детьми была интересной, максимально приближенной к жизни, доходчивой, учитывала особенности каждого ребенка.
Во многих дошкольных образовательных организациях проводится работа по направлению ознакомления детей с окружающим миром природы. Реализуются основные образовательные программы дошкольного образования, соответствующие нормативной документации ДО, в которых имеется целевая установка на формирование у детей основ экологического мировоззрения («От рождения до школы», «Истоки», «Детство», «Успех» и др.), и разнообразные дошкольные парциальные эколого-ориентированные образовательные программы («Наш дом — природа», «Юный эколог» и др.).
И в тех и в других программах наблюдения за природой при помощи простейших экспериментов являются неотъемлемой частью системно-деятельностного подхода к процессам формирования и развития у детей системы представлений об объектах и явлениях природы. Они помогают детям не только получить информацию об окружающем мире, но и своими глазами увидеть, как различные природные объекты и явления связаны между собой, как результаты деятельности человека в окружающей среде влияют на его жизнь и здоровье.
Анализ примерных образовательных программ дошкольного образования, отмеченных на сайте Федерального института развития образования (электронный адрес: http://www.firo.ru) как соответствующих федеральной нормативной документации ДО, даёт возможность определить содержание наблюдений и экспериментально-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. Сюда входят:
● выращивание съедобного растения, наблюдение за условиями его роста и развития;
● наблюдения за насекомыми, особенностями их строения и жизни;
● наблюдения за разными природными явлениями, фиксирование результатов;
● простейшие эксперименты с водой;
● простейшие эксперименты с воздухом;
● простейшие эксперименты с магнитом и светом;
● эксперименты, позволяющие наглядно продемонстрировать связи между состоянием живого организма и условиями окружающей среды;
● эксперименты, позволяющие продемонстрировать переход вещества (воды) из одного агрегатного состояния в другое;
● эксперименты, результаты которых наглядно демонстрируют зависимость жизни и здоровья человека от экологического состояния окружающей среды.
При реализации этого содержания в совместной деятельности ребенка и взрослого очень важно обращать внимание детей на экологическую ценность всех составляющих окружающего мира: объектов живой и неживой природы, природных процессов и явлений, деятельности человека по изменению окружающей среды — природопользованию. При работе с детьми важно подчёркивать красоту и видовое многообразие мира природы, развивать понимание собственных возможностей в деле сбережения природных ресурсов путём рационального природопользования.
Метод наблюдения является основным в познавательно-исследовательской деятельности детей, направленной на их ознакомление с окружающим миром. Необходимость и значение его использования в педагогических целях связаны, прежде всего, с возрастными особенностями мышления детей дошкольного возраста. В период дошкольного детства мышление ребёнка проходит путь развития от наглядно-действенного к наглядно-образному, а затем и к словесно-логическому. Таким образом, основные представления, накопленные детьми к моменту поступления в школу — это образы воспринятых им ранее природных объектов, явлений. Чем конкретнее, ярче представление, тем легче ребенку использовать его в дальнейшем в своей практической и познавательной деятельности. А для этого необходимы частые непосредственные встречи с природой и наблюдение за ее объектами.
Ещё одним эффективным методом познания закономерностей и явлений окружающего мира в дошкольном возрасте является экспериментирование.
Экспериментально-исследовательская деятельность близка дошкольникам. Она даёт им реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды.
В процессе эксперимента помимо развития познавательной деятельности, идет развитие психических процессов — обогащение памяти, речи, активизация мышления, умственных умений. Дети очень любят экспериментировать. В старшем дошкольном возрасте они достаточно хорошо владеют навыками предметно-манипулятивной деятельности. При экспериментировании с природными объектами она им понятна и доступна для выполнения. Поэтому экспериментально-исследовательская деятельность, как никакой другой метод, удовлетворяет возрастным особенностям и познавательным потребностям дошкольников 5–7 лет.
Для проведения таких экспериментов и опытов идеально подходит простое оборудование, материалы и принадлежности, которые содержатся в наборе для наблюдений и экспериментирования с природными объектами «Дошкольник», разработанном и производимом НПО ЗАО «Крисмас+».
Набор для наблюдений и экспериментирования с природными объектами «Дошкольник»:
● это универсальное средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с природой посредством включения в игровую деятельность элементов практической исследовательской работы;
● он разработан специально в помощь воспитателям и родителям и является «готовым решением» для проведения практических работ с целевой установкой на формирование у детей основ экологической культуры;
● он разработан с учётом психофизиологических особенностей развития ребенка от 5 до 7 лет;
● применение оборудования из набора помогает детям не только получить информацию об окружающем мире, но и своими глазами увидеть, как различные природные объекты и явления связаны между собой, как деятельность человека в окружающей среде влияет на его жизнь и здоровье.
Состав набора позволяет применять его при работе с детьми в условиях группы детского сада, на прогулке, на экскурсиях в природу, при реализации семейного воспитания.
Применение оборудования из набора позволяет воспитателю обеспечить проведение с детьми старшего дошкольного возраста исследовательской деятельности по широкому кругу направлений изучения окружающего природного мира:
● 17 разных наблюдений в природе и за отдельными природными объектами (погодные явления, растения, насекомые и др.);
● 38 экспериментов с объектами живой и неживой природы (15 экспериментов с водой, 8 экспериментов с воздухом и почвой, 9 экспериментов с магнитом и светом, 3 эксперимента посвящены гигиене питания человека, 4 эксперимента посвящены демонстрации удивительных химических свойств некоторых веществ).
Предполагается, что все наблюдения организуются и выполняются под руководством воспитателя/родителя. При этом эксперименты могут выполняться как взрослыми и носить исключительно демонстрационно-наблюдательный характер, так и детьми в группе или индивидуально, под контролем и руководством воспитателя/родителя и являться элементом свободного детского экспериментирования.
Следует отметить, что принадлежности из набора не являются игрушечными имитациями. Они самые настоящие.
Выполнение ребенком разных действий с ними в процессе исследования объектов окружающего мира способствует:
● росту интереса детей к предмету исследования и повышает их мотивацию к самостоятельному исследованию объектов окружающей среды доступными им методами;
● развитию у детей контроля над произвольным вниманием;
● развитию детского мышления (от наглядно-действенного к наглядно-образному, а затем и к словесно-логическому), и др.
Следует отметить, что укладка набора произведена в эргономичный пластиковый секционный контейнер со съёмной полкой, что обеспечивает удобство в применении набора в условиях повышенной мобильности (на прогулке, на экскурсии и т.д.).
Помимо этого, для проведения некоторых наблюдений и экспериментов также понадобится некоторое дополнительное оборудование и материалы из числа тех, которые можно найти в любом доме на обычной кухне или в бытовой аптечке. В этот список входят, например, водопроводная вода, растительное масло, 5% -ый раствор йода, листы белой бумаги или картона, поллитровая стеклянная банка или большой пластиковый стакан, прозрачные стаканы, пищевые продукты (хлеб, овощи и фрукты, соки) и др. А все остальные необходимые принадлежности – содержатся в самом наборе «Дошкольник».
Помимо подборки простейшего оборудования, реактивов, посуды и принадлежностей, набор содержит методическое пособие – руководство для воспитателя/родителя и дидактические материалы на цифровом носителе.
Для консультации и по вопросам приобретения просьба обращаться:
lab@christmas-plus.ru
8 (800) 302-92-25 (звонок по РФ бесплатный)
8 (812) 575-54-07, 575-55-43
Подписывайтесь на наш канал в Ютюбе!
Вы всегда будете в курсе наших последних новостей и сможете наглядно познакомиться с нашей продукцией.
Кузьмин М.А., руководитель рекламно-информационного отдела ЗАО «Крисмас+»
Важной составляющей ознакомления ребенка с окружающим миром является его взаимодействие с природой. Объекты и явления природы — это неотъемлемая часть повседневной жизни каждого из нас. Ежедневно мы используем воду, дышим воздухом, едим, любуемся окружающими растениями или сами выращиваем их на подоконниках и дачных участках.
Развитие представлений ребенка об окружающем его мире природы — это одна из важнейших педагогических задач современного образования, которое имеет несколько возрастных этапов. Каждый из этапов, включая дошкольный, имеет свою цель, задачи, соответствующую возрастным особенностям ребенка методику. Важно, чтобы организация занятий с детьми была интересной, максимально приближенной к жизни, доходчивой, учитывала особенности каждого ребенка.
Во многих дошкольных образовательных организациях проводится работа по направлению ознакомления детей с окружающим миром природы. Реализуются основные образовательные программы дошкольного образования, соответствующие нормативной документации ДО, в которых имеется целевая установка на формирование у детей основ экологического мировоззрения («От рождения до школы», «Истоки», «Детство», «Успех» и др.), и разнообразные дошкольные парциальные эколого-ориентированные образовательные программы («Наш дом — природа», «Юный эколог» и др.).
И в тех и в других программах наблюдения за природой при помощи простейших экспериментов являются неотъемлемой частью системно-деятельностного подхода к процессам формирования и развития у детей системы представлений об объектах и явлениях природы. Они помогают детям не только получить информацию об окружающем мире, но и своими глазами увидеть, как различные природные объекты и явления связаны между собой, как результаты деятельности человека в окружающей среде влияют на его жизнь и здоровье.
Анализ примерных образовательных программ дошкольного образования, отмеченных на сайте Федерального института развития образования (электронный адрес: http://www.firo.ru) как соответствующих федеральной нормативной документации ДО, даёт возможность определить содержание наблюдений и экспериментально-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. Сюда входят:
● выращивание съедобного растения, наблюдение за условиями его роста и развития;
● наблюдения за насекомыми, особенностями их строения и жизни;
● наблюдения за разными природными явлениями, фиксирование результатов;
● простейшие эксперименты с водой;
● простейшие эксперименты с воздухом;
● простейшие эксперименты с магнитом и светом;
● эксперименты, позволяющие наглядно продемонстрировать связи между состоянием живого организма и условиями окружающей среды;
● эксперименты, позволяющие продемонстрировать переход вещества (воды) из одного агрегатного состояния в другое;
● эксперименты, результаты которых наглядно демонстрируют зависимость жизни и здоровья человека от экологического состояния окружающей среды.
При реализации этого содержания в совместной деятельности ребенка и взрослого очень важно обращать внимание детей на экологическую ценность всех составляющих окружающего мира: объектов живой и неживой природы, природных процессов и явлений, деятельности человека по изменению окружающей среды — природопользованию. При работе с детьми важно подчёркивать красоту и видовое многообразие мира природы, развивать понимание собственных возможностей в деле сбережения природных ресурсов путём рационального природопользования.
Метод наблюдения является основным в познавательно-исследовательской деятельности детей, направленной на их ознакомление с окружающим миром. Необходимость и значение его использования в педагогических целях связаны, прежде всего, с возрастными особенностями мышления детей дошкольного возраста. В период дошкольного детства мышление ребёнка проходит путь развития от наглядно-действенного к наглядно-образному, а затем и к словесно-логическому. Таким образом, основные представления, накопленные детьми к моменту поступления в школу — это образы воспринятых им ранее природных объектов, явлений. Чем конкретнее, ярче представление, тем легче ребенку использовать его в дальнейшем в своей практической и познавательной деятельности. А для этого необходимы частые непосредственные встречи с природой и наблюдение за ее объектами.
Ещё одним эффективным методом познания закономерностей и явлений окружающего мира в дошкольном возрасте является экспериментирование.
Экспериментально-исследовательская деятельность близка дошкольникам. Она даёт им реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды.
В процессе эксперимента помимо развития познавательной деятельности, идет развитие психических процессов — обогащение памяти, речи, активизация мышления, умственных умений. Дети очень любят экспериментировать. В старшем дошкольном возрасте они достаточно хорошо владеют навыками предметно-манипулятивной деятельности. При экспериментировании с природными объектами она им понятна и доступна для выполнения. Поэтому экспериментально-исследовательская деятельность, как никакой другой метод, удовлетворяет возрастным особенностям и познавательным потребностям дошкольников 5–7 лет.
Для проведения таких экспериментов и опытов идеально подходит простое оборудование, материалы и принадлежности, которые содержатся в наборе для наблюдений и экспериментирования с природными объектами «Дошкольник», разработанном и производимом НПО ЗАО «Крисмас+».
Набор для наблюдений и экспериментирования с природными объектами «Дошкольник»:
● это универсальное средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с природой посредством включения в игровую деятельность элементов практической исследовательской работы;
● он разработан специально в помощь воспитателям и родителям и является «готовым решением» для проведения практических работ с целевой установкой на формирование у детей основ экологической культуры;
● он разработан с учётом психофизиологических особенностей развития ребенка от 5 до 7 лет;
● применение оборудования из набора помогает детям не только получить информацию об окружающем мире, но и своими глазами увидеть, как различные природные объекты и явления связаны между собой, как деятельность человека в окружающей среде влияет на его жизнь и здоровье.
Состав набора позволяет применять его при работе с детьми в условиях группы детского сада, на прогулке, на экскурсиях в природу, при реализации семейного воспитания.
Применение оборудования из набора позволяет воспитателю обеспечить проведение с детьми старшего дошкольного возраста исследовательской деятельности по широкому кругу направлений изучения окружающего природного мира:
● 17 разных наблюдений в природе и за отдельными природными объектами (погодные явления, растения, насекомые и др.);
● 38 экспериментов с объектами живой и неживой природы (15 экспериментов с водой, 8 экспериментов с воздухом и почвой, 9 экспериментов с магнитом и светом, 3 эксперимента посвящены гигиене питания человека, 4 эксперимента посвящены демонстрации удивительных химических свойств некоторых веществ).
Предполагается, что все наблюдения организуются и выполняются под руководством воспитателя/родителя. При этом эксперименты могут выполняться как взрослыми и носить исключительно демонстрационно-наблюдательный характер, так и детьми в группе или индивидуально, под контролем и руководством воспитателя/родителя и являться элементом свободного детского экспериментирования.
Следует отметить, что принадлежности из набора не являются игрушечными имитациями. Они самые настоящие.
Выполнение ребенком разных действий с ними в процессе исследования объектов окружающего мира способствует:
● росту интереса детей к предмету исследования и повышает их мотивацию к самостоятельному исследованию объектов окружающей среды доступными им методами;
● развитию у детей контроля над произвольным вниманием;
● развитию детского мышления (от наглядно-действенного к наглядно-образному, а затем и к словесно-логическому), и др.
Следует отметить, что укладка набора произведена в эргономичный пластиковый секционный контейнер со съёмной полкой, что обеспечивает удобство в применении набора в условиях повышенной мобильности (на прогулке, на экскурсии и т.д.).
Помимо этого, для проведения некоторых наблюдений и экспериментов также понадобится некоторое дополнительное оборудование и материалы из числа тех, которые можно найти в любом доме на обычной кухне или в бытовой аптечке. В этот список входят, например, водопроводная вода, растительное масло, 5% -ый раствор йода, листы белой бумаги или картона, поллитровая стеклянная банка или большой пластиковый стакан, прозрачные стаканы, пищевые продукты (хлеб, овощи и фрукты, соки) и др. А все остальные необходимые принадлежности – содержатся в самом наборе «Дошкольник».
Помимо подборки простейшего оборудования, реактивов, посуды и принадлежностей, набор содержит методическое пособие – руководство для воспитателя/родителя и дидактические материалы на цифровом носителе.
Для консультации и по вопросам приобретения просьба обращаться:
lab@christmas-plus.ru
8 (800) 302-92-25 (звонок по РФ бесплатный)
8 (812) 575-54-07, 575-55-43
Подписывайтесь на наш канал в Ютюбе!
Вы всегда будете в курсе наших последних новостей и сможете наглядно познакомиться с нашей продукцией.