Школьный лабораториум как конвергент науки и реальной жизни
15 июня 2022
Фатеева Н.В., Кондратюк И.П., Киселёва В.Л., ГБОУ СОШ №77 с углубл. изучением химии, Санкт-Петербург
Санкт-Петербургская школа № 77 с углубленным изучением химии – одно из старейших учреждений среднего общего образования в России с 200-летней историей. С момента открытия в 1821 году по Указу императора Александра I в Санкт-Петербурге, она прошла все этапы развития Российского и советского образования. С 1964 г. − школа с углубленным изучением химии и профессиональной подготовкой в 10-11 классах по специальности лаборант химического анализа. Содержание школьного химического образования определяется развитием химии как науки, которое, в свою очередь, диктуется общественными потребностями, общественными интересами и отношением общества к науке. Поэтому, на протяжении всех этапов реализации школьного химического образования коллектив педагогов 77 школы особое внимание уделяет связи содержания и технологий обучения с задачами, которые государство ставит перед школой по подготовке выпускника, к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории и реализации себя в профессии, умению ориентироваться в быстро изменяющихся условиях современного мира, способных включиться в процесс преобразования социальной среды и понимать свою роль в ней.
Соблюдая выдвинутый М.В. Ломоносовым принцип научности в обучении, и сохраняя традиции, заложенные В.Н. Верховским: «Объективно постигать существующие в природе закономерности, опираясь на систему теоретических знаний, подкрепленных экспериментом», школой разработаны интегрированные программы теоретической и практической подготовки по химии. Первый научный и профессиональный опыт ученики получают в школьных лабораториях, оснащенных современным оборудованием и приборами, под руководством квалифицированных педагогов. Особое место в организации образовательного пространства школа отводит взаимодействию с социальными партнерами: профильными ВУЗами и научно-производственными организациями, в которых организуются стажировочные практики школьников и педагогов, обеспечивая формирование научного мышления и функциональной грамотности, овладения компетенциями, которые помогут школьникам ориентироваться в мире науки, в мире профессий. При реализации модели химического, естественнонаучного и экологического образования, функционирующей на основе технологий исследовательской деятельности, информационно-коммуникационных технологий и интеллектуальных игр, ведущая роль отводится химико-экологическому эксперименту как одной из составляющих процесса формирования исследовательских навыков учащихся. Эксперимент проводится с использованием экспресс-оборудования и методических рекомендаций ЗАО «Крисмас+» − социального партнера школы на протяжении более чем 10 лет. Школа имеет полный набор оборудования «Крисмас+». Опыт его использования позволил учителям химии 77 школы принять участие в разработке и апробации в учебном процессе модульной Школьной химико-экологической лаборатории ШХЭЛ. В комплекс ШХЭЛ вошел изданный учебным центром научно-производственного объединения «Крисмас+» в соавторстве с химиками школы комплект учебно-методических пособий для учащихся и педагогов.
В современной химической школе учебный процесс должен быть построен так, чтобы открываемые учеными-естественниками новые знания быстро попадали в содержание учебных курсов. Приоритет в отборе школой содержания и способов освоения учебного материала принадлежит системно-деятельностному подходу, решению практико-ориентированных задач с целью формирования у учащихся способности определять насущные проблемы человечества, чувствовать себя причастным к нахождению путей их решения. Вектор событий внеурочной деятельности и воспитательных мероприятий учеников 8-11 классов по химии, других естественнонаучных дисциплин и экологии также направлен на освоение научно-технических достижений, изучение объективно существующих в природе закономерностей.
Рождающаяся новая цивилизация опирается на новый тип научной рациональности, для которой характерно не только стремление к постижению научно-технических новшеств, но и конвергенция наук и технологий. В связи с этим, в современном школьном химическом образовании необходимо взять курс на подготовку школьника к жизни и профессиональной деятельности в конвергентном мире. На базе школы № 77 с углубленным изучением химии, вследствие особенности построения образовательного процесса, наличия интеллектуальных ресурсов и опыта интеграции технологий исследовательской деятельности и информационно-коммуникационных технологий создан Проект сетевой организации «Школьный Лабораториум» как конвергент науки и реальной жизни», формирующий образовательное конвергентное пространство на основе проектно-экспериментальной и просветительской деятельности. Проект удостоен Гранта Правительства Санкт-Петербурга. В ходе реализации проекта организуется виртуальный ресурс открытого доступа для всех участников образовательных отношений и социума, в котором живут, и развиваются дети и подростки. Ресурс насыщается содержанием на основе междисциплинарности и метапредметности на базе естественнонаучной предметной области и географии, проектировочной сетевой деятельности, с применением технологий дистантного обучения, online и blended образования; проектной деятельности, лабораторных экспериментов в формате лекториев, практикумов, онлайн-курсов, вебинаров, конференций, мастер-классов.
Проектируемые активности школьников и педагогов в рамках проекта реализуются по типу «метапроекты» и включают:
В ходе реализации проекта произойдут позитивные изменения для всех участников образовательного процесса:
Литература:
Санкт-Петербургская школа № 77 с углубленным изучением химии – одно из старейших учреждений среднего общего образования в России с 200-летней историей. С момента открытия в 1821 году по Указу императора Александра I в Санкт-Петербурге, она прошла все этапы развития Российского и советского образования. С 1964 г. − школа с углубленным изучением химии и профессиональной подготовкой в 10-11 классах по специальности лаборант химического анализа. Содержание школьного химического образования определяется развитием химии как науки, которое, в свою очередь, диктуется общественными потребностями, общественными интересами и отношением общества к науке. Поэтому, на протяжении всех этапов реализации школьного химического образования коллектив педагогов 77 школы особое внимание уделяет связи содержания и технологий обучения с задачами, которые государство ставит перед школой по подготовке выпускника, к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории и реализации себя в профессии, умению ориентироваться в быстро изменяющихся условиях современного мира, способных включиться в процесс преобразования социальной среды и понимать свою роль в ней.
Соблюдая выдвинутый М.В. Ломоносовым принцип научности в обучении, и сохраняя традиции, заложенные В.Н. Верховским: «Объективно постигать существующие в природе закономерности, опираясь на систему теоретических знаний, подкрепленных экспериментом», школой разработаны интегрированные программы теоретической и практической подготовки по химии. Первый научный и профессиональный опыт ученики получают в школьных лабораториях, оснащенных современным оборудованием и приборами, под руководством квалифицированных педагогов. Особое место в организации образовательного пространства школа отводит взаимодействию с социальными партнерами: профильными ВУЗами и научно-производственными организациями, в которых организуются стажировочные практики школьников и педагогов, обеспечивая формирование научного мышления и функциональной грамотности, овладения компетенциями, которые помогут школьникам ориентироваться в мире науки, в мире профессий. При реализации модели химического, естественнонаучного и экологического образования, функционирующей на основе технологий исследовательской деятельности, информационно-коммуникационных технологий и интеллектуальных игр, ведущая роль отводится химико-экологическому эксперименту как одной из составляющих процесса формирования исследовательских навыков учащихся. Эксперимент проводится с использованием экспресс-оборудования и методических рекомендаций ЗАО «Крисмас+» − социального партнера школы на протяжении более чем 10 лет. Школа имеет полный набор оборудования «Крисмас+». Опыт его использования позволил учителям химии 77 школы принять участие в разработке и апробации в учебном процессе модульной Школьной химико-экологической лаборатории ШХЭЛ. В комплекс ШХЭЛ вошел изданный учебным центром научно-производственного объединения «Крисмас+» в соавторстве с химиками школы комплект учебно-методических пособий для учащихся и педагогов.
В современной химической школе учебный процесс должен быть построен так, чтобы открываемые учеными-естественниками новые знания быстро попадали в содержание учебных курсов. Приоритет в отборе школой содержания и способов освоения учебного материала принадлежит системно-деятельностному подходу, решению практико-ориентированных задач с целью формирования у учащихся способности определять насущные проблемы человечества, чувствовать себя причастным к нахождению путей их решения. Вектор событий внеурочной деятельности и воспитательных мероприятий учеников 8-11 классов по химии, других естественнонаучных дисциплин и экологии также направлен на освоение научно-технических достижений, изучение объективно существующих в природе закономерностей.
Рождающаяся новая цивилизация опирается на новый тип научной рациональности, для которой характерно не только стремление к постижению научно-технических новшеств, но и конвергенция наук и технологий. В связи с этим, в современном школьном химическом образовании необходимо взять курс на подготовку школьника к жизни и профессиональной деятельности в конвергентном мире. На базе школы № 77 с углубленным изучением химии, вследствие особенности построения образовательного процесса, наличия интеллектуальных ресурсов и опыта интеграции технологий исследовательской деятельности и информационно-коммуникационных технологий создан Проект сетевой организации «Школьный Лабораториум» как конвергент науки и реальной жизни», формирующий образовательное конвергентное пространство на основе проектно-экспериментальной и просветительской деятельности. Проект удостоен Гранта Правительства Санкт-Петербурга. В ходе реализации проекта организуется виртуальный ресурс открытого доступа для всех участников образовательных отношений и социума, в котором живут, и развиваются дети и подростки. Ресурс насыщается содержанием на основе междисциплинарности и метапредметности на базе естественнонаучной предметной области и географии, проектировочной сетевой деятельности, с применением технологий дистантного обучения, online и blended образования; проектной деятельности, лабораторных экспериментов в формате лекториев, практикумов, онлайн-курсов, вебинаров, конференций, мастер-классов.
Проектируемые активности школьников и педагогов в рамках проекта реализуются по типу «метапроекты» и включают:
- проекты «Дети – взрослым» и «Дети – детям», лекторий и модульные возраст-сообразные лабораторные практикумы «ХимБиоГеоФиз»;
- волонтерские проекты социальной направленности по направлениям «Экологическое просвещение граждан района и города», «Чистый город начинается со школы», «Экологическая тропа», «Экологический паспорт реального природного объекта - особо охраняемых природных территорий, рекреационных городских зон, водных объектов, малых рек, прудов» с размещением информации в сети интернет;
- практикум с применением в урочной деятельности 8-10 классов химико-экологической лаборатории ШХЭЛ, изготовленной ЗАО НПО «Крисмас+» – основного партнера школы в проектах экологического просвещения и экологического мониторинга;
- онлайн-стажировки учителей по применению комплекса ШХЭЛ.
В ходе реализации проекта произойдут позитивные изменения для всех участников образовательного процесса:
- для школьников: повысится уровень естественнонаучной грамотности и успешности учащихся 4-10 классов в естественнонаучном блоке дисциплин и географии, формирующем навыки конвергентного мышления школьников;
- для родителей появится возможность актуального участия в образовании собственных детей через совместную деятельность в ходе реализации командных проектов;
- для педагогов обеспечиваются условия для формирования новых компетенций в области проектной и лабораторно-экспериментальной деятельности, освоения новых видов технических средств и программного обеспечения;
- для горожан открываются новые возможности экологического просвещения;
- для бизнеса и вузов открываются возможности выявления талантов и адекватных для реализации в реальном секторе детских проектов естественнонаучной направленности.
Литература:
- Боровских А.В., Розов Н.Х. Деятельностные принципы в педагогике и педагогическая логика. – М.: Макс Пресс, 2010, с. 66-67.
- Баксанский О.Е Конвергенция Знаний, Технологий и Общества: за пределами конвергентных технологий // Философия и культура 7(79) • 2014 DOI: 10.7256/1999-2793.2014.7.11995
- Ковальчук М. От синтеза в науке – к конвергенции в образовании. По материалам статьи из журнала «Образовательная политика» № 11–12 (49–50) 2010 Эл. Ресурс: http://www.nrcki.ru/files/pdf/1456304436.pdf
- Деев М.В., Кравец А.Г., Финогеев А.Г. Конвергентная модель информационно-образовательной среды для синхронизации образовательных ресурсов и программ с уровнями квалификации специалистов // Фундаментальные исследования. – 2017. – № 12-1. – С. 52-57;URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=41978 (дата обращения: 20.01.2022).