Роль экологического образования в достижении национальных целей развития Российской Федерации
21 июня 2022
В настоящий момент мы переживаем очередной экологический кризис, характеризующийся несоответствием развития производительных сил и производственных отношений в человеческом обществе ресурсно-экологическим возможностям биосферы.
Настала пора формирования нового мышления, позволяющего перейти к объединению усилий для решения этих проблем. Человечество должно отчетливо сознавать, что численность людей будет расти, а природные ресурсы истощаться и что развивая производство, строительство, человек неизбежно обостряет экологические проблемы.
В XXI веке в условиях развития науки экологии, представлений о взаимосвязях природных, социальных и экономических процессов в окружающей среде и появлением новых этических норм взаимодействия человека с природой, содержание современного экологического образования существенно расширяется.
Возрастает мировоззренческая функция экологического образования.
Оно становится фундаментальной платформой образования в интересах устойчивого развития – генеральной гуманитарной стратегии человечества в XXI веке.
От уровня экологической культуры общества в целом и экологической культуры каждого гражданина сегодня зависит сохранение природы и само существование человека, успешность реализации стратегических планов устойчивого развития России.
Достижение высокого уровня экологической культуры является показателем развития человеческого капитала страны, качества жизни россиян, национальной безопасности страны, ее конкурентоспособности в мире.
Высокий уровень экологической культуры населения может быть обеспечен только при условии последовательно реализуемой государственной политики по совершенствованию системы экологического образования.
В среде предметов естественнонаучного цикла экология, как интегративная межпредметная и социально-значимая область научного знания занимает особое место. Внедрение эколого-образовательных модулей в структуру естественнонаучного образования − естественный и самый органичный способ достижения метапредметных результатов.
Актуальной задачей современного образования является профориентационная работа и предпрофильная подготовка обучающихся. Сегодня интерес к профессиям, непосредственно связанным с экологией, или, если говорить более широко, с особенностями взаимодействия человека и окружающей среды, устойчиво растёт. И знакомить с ними учащихся, параллельно формируя и развивая у них широкий спектр гибких навыков, это прогрессивный подход к естественнонаучному образованию.
И вот тут мы вплотную подходим к организации практических работ на занятиях как к одному из важнейших условий формирования и развития этих самых навыков. Навыков, характеризующих образовательные результаты, как метапредметные, и сформированные на учебном содержании на стыках разных естественных наук.
Проведение натурных экспериментов на уроках и во внеурочной деятельности, на дополнительных занятиях и в ходе выполнения проектно-исследовательских работ позволяет связать в сознании учащегося информацию из учебников и методических пособий с реальной жизнью в единую картину мира природы. Актуальная экологическая тематика ситуационных задач, кейсов и проектов, которые могут быть предложены ребятам, наполнит процесс выполнения практических работ стремлением к получению результата, который может и должен стать субъективно значимым для учащегося.
В России уже давно производится специальное учебное оборудование – так называемые «готовые решения», позволяющие не просто проводить демонстрационные и эпизодические практические работы экологической направленности, а реализовывать полноценные систематизированные практикумы в рамках предметных рабочих образовательных программ, соответствующих ФГОС. Кроме этого, на основе таких «готовых решений» учителя и педагоги могут создавать/разрабатывать и внедрять в педагогический процесс собственные дополнительные и парциальные эколого-образовательные программы.
Однако, несмотря на широко признаваемую очевидную актуальность развития экологического образования, этот процесс идет крайне медленно и сложно.
Серьезным препятствием в реализации задач экологического образования по формированию основ современной экологической культуры обучающихся является проблема обеспечения его целостности, непрерывности и системности.
Остается низкой осведомленность большинства педагогических работников о задачах современного экологического образования, наличии материально-технических и методических средств его обеспечения, его связи со стратегическими задачами социально-экономического и научно-технического развития нашей страны.
Сохраняется серьезная проблема с подготовкой кадров для осуществления экологического образования, отвечающего современным вызовам.
Система государственного мониторинга результатов экологического образования отсутствует, что затрудняет анализ динамики его результатов и создает проблемы в ежегодной отчетности Росстата в ООН по реализации в России экологического образования в интересах устойчивого развития.
«Экология – важнейшее направление с точки зрения воспитательной работы, которой в школе уделяется сегодня огромное внимание. В рамках национальных проектов, которые реализуются в нашей стране, подразумевается серьезная модернизация материально-технической базы учебных заведений, потому что невозможно учить и рассказывать об экологии без лабораторий и учебных классов», – сказал первый заместитель Министра просвещения России Александр Бугаев в рамках ПМЭФ-2022.
Однако! Практически отсутствует рабочая координация работ по реализации и методическому сопровождению экологического образования Министерством просвещения Российской Федерации совместно с Министерством экологии и природных ресурсов Российской Федерации во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, общественными объединениями, заинтересованными организациями.
Устойчивое развитие общества все более сдерживается глобальными экологическими проблемами. Особое место среди них занимают:
- глобальное потепление климата (парниковый эффект);
- истощение озонового слоя;
- загрязнение воздуха (в т.ч. проблема кислотных осадков);
- загрязнение Мирового океана;
- сокращение биоразнообразия (в т.ч. истребление лесных массивов).
Настала пора формирования нового мышления, позволяющего перейти к объединению усилий для решения этих проблем. Человечество должно отчетливо сознавать, что численность людей будет расти, а природные ресурсы истощаться и что развивая производство, строительство, человек неизбежно обостряет экологические проблемы.
В XXI веке в условиях развития науки экологии, представлений о взаимосвязях природных, социальных и экономических процессов в окружающей среде и появлением новых этических норм взаимодействия человека с природой, содержание современного экологического образования существенно расширяется.
Возрастает мировоззренческая функция экологического образования.
Оно становится фундаментальной платформой образования в интересах устойчивого развития – генеральной гуманитарной стратегии человечества в XXI веке.
От уровня экологической культуры общества в целом и экологической культуры каждого гражданина сегодня зависит сохранение природы и само существование человека, успешность реализации стратегических планов устойчивого развития России.
Достижение высокого уровня экологической культуры является показателем развития человеческого капитала страны, качества жизни россиян, национальной безопасности страны, ее конкурентоспособности в мире.
Высокий уровень экологической культуры населения может быть обеспечен только при условии последовательно реализуемой государственной политики по совершенствованию системы экологического образования.
В среде предметов естественнонаучного цикла экология, как интегративная межпредметная и социально-значимая область научного знания занимает особое место. Внедрение эколого-образовательных модулей в структуру естественнонаучного образования − естественный и самый органичный способ достижения метапредметных результатов.
Актуальной задачей современного образования является профориентационная работа и предпрофильная подготовка обучающихся. Сегодня интерес к профессиям, непосредственно связанным с экологией, или, если говорить более широко, с особенностями взаимодействия человека и окружающей среды, устойчиво растёт. И знакомить с ними учащихся, параллельно формируя и развивая у них широкий спектр гибких навыков, это прогрессивный подход к естественнонаучному образованию.
И вот тут мы вплотную подходим к организации практических работ на занятиях как к одному из важнейших условий формирования и развития этих самых навыков. Навыков, характеризующих образовательные результаты, как метапредметные, и сформированные на учебном содержании на стыках разных естественных наук.
Проведение натурных экспериментов на уроках и во внеурочной деятельности, на дополнительных занятиях и в ходе выполнения проектно-исследовательских работ позволяет связать в сознании учащегося информацию из учебников и методических пособий с реальной жизнью в единую картину мира природы. Актуальная экологическая тематика ситуационных задач, кейсов и проектов, которые могут быть предложены ребятам, наполнит процесс выполнения практических работ стремлением к получению результата, который может и должен стать субъективно значимым для учащегося.
В России уже давно производится специальное учебное оборудование – так называемые «готовые решения», позволяющие не просто проводить демонстрационные и эпизодические практические работы экологической направленности, а реализовывать полноценные систематизированные практикумы в рамках предметных рабочих образовательных программ, соответствующих ФГОС. Кроме этого, на основе таких «готовых решений» учителя и педагоги могут создавать/разрабатывать и внедрять в педагогический процесс собственные дополнительные и парциальные эколого-образовательные программы.
Однако, несмотря на широко признаваемую очевидную актуальность развития экологического образования, этот процесс идет крайне медленно и сложно.
Серьезным препятствием в реализации задач экологического образования по формированию основ современной экологической культуры обучающихся является проблема обеспечения его целостности, непрерывности и системности.
Остается низкой осведомленность большинства педагогических работников о задачах современного экологического образования, наличии материально-технических и методических средств его обеспечения, его связи со стратегическими задачами социально-экономического и научно-технического развития нашей страны.
Сохраняется серьезная проблема с подготовкой кадров для осуществления экологического образования, отвечающего современным вызовам.
Система государственного мониторинга результатов экологического образования отсутствует, что затрудняет анализ динамики его результатов и создает проблемы в ежегодной отчетности Росстата в ООН по реализации в России экологического образования в интересах устойчивого развития.
«Экология – важнейшее направление с точки зрения воспитательной работы, которой в школе уделяется сегодня огромное внимание. В рамках национальных проектов, которые реализуются в нашей стране, подразумевается серьезная модернизация материально-технической базы учебных заведений, потому что невозможно учить и рассказывать об экологии без лабораторий и учебных классов», – сказал первый заместитель Министра просвещения России Александр Бугаев в рамках ПМЭФ-2022.
Однако! Практически отсутствует рабочая координация работ по реализации и методическому сопровождению экологического образования Министерством просвещения Российской Федерации совместно с Министерством экологии и природных ресурсов Российской Федерации во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, общественными объединениями, заинтересованными организациями.
Для того, чтобы экологическое образование стало реально и эффективно внедряться в воспитательную работу и образовательный процесс на всех этапах образования, необходимо как минимум:
- широко обсудить уже существующую Концепцию экологического образования в системе общего образования, при необходимости доработать и утвердить. Проект уже разработан в Институте стратегии развития образования РАО группой ведущих специалистов-ученых;
- разработать, обсудить, при необходимости доработать и утвердить соответствующую дорожную карту по реализации положений Концепции;
- создать реально работающую рабочую группу по реализации утвержденной дорожной карты из специалистов Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации, заинтересованных профильных общественных объединений и организаций;
- одновременно, для опережающего развития экологического образования важна поддержка этого процесса со стороны крупного бизнеса. Это важно еще и потому, что решаемые экологическим образованием задачи и практические результаты экологического образования жизненно важны для всех отраслей промышленности.