Проект «Экспериментальная экология: от 5 до 17...»
18 сентября 2020
Система проектов, акций, программ по формированию исследователей окружающей среды: от дошкольного возраста (5 лет) до старшего школьного возраста (17 лет).
Система предполагает создание образовательной среды, включающей значимое исследовательское пространство:
- оснащение аудиторий, центров, кабинетов оборудованием для проведения исследований в области изучения окружающей среды;
- учебно-методическое сопровождение программ, проектов, акций по всем уровням образования: от дошкольного до старшего школьного;
- проведение вебинаров, мастер-классов, конференций по диссеминации опыта в области исследовательской деятельности по изучению окружающей среды;
- расширение образовательного пространства за счет привлечения к реализации проектов, акций, программ общественных экологических организаций, научных центров и бизнес-структур;
- интеграция форм экологического образования и экологического просвещения (формального, неформального, информального).
Задачи проекта:
- Подготовка педагогов к реализации исследовательских проектов (программ, акций) в области изучения проблем окружающей среды и устойчивого развития;
- Формирование исследовательских навыков детей и подростков (компетенций) как навыков 21 века;
- Организация исследовательского пространства современной образовательной среды как условия повышения качества экологического образования в интересах устойчивого развития, образования 21 века;
- Материально-техническое оснащение аудиторий, центров, кабинетов оборудованием для проведения исследований в области изучения окружающей среды;
- Организация и проведение вебинаров, мастер-классов, конференций по диссеминации опыта в области исследовательской деятельности по изучению окружающей среды.
Целевая аудитория:
- государственные и муниципальные общеобразовательные организации;
- профессиональные образовательные организации (колледжи, вузы);
- участники отношений в сфере образования:
- обучающиеся, родители обучающихся (законные представители), педагогические работники, руководство образовательных организаций, администрации образовательных организаций, органы управления образованием (федеральный, региональный, муниципальный уровень);
- участники общественных экологических организаций;
- представители бизнес-структур в области экологических проблем окружающей среды;
- научные экологические организации.
По инициативе Президента Российской Федерации В.В. Путина необходима реализации программы по вхождению России в десятку лучших стран по уровню образования. Если уровень качества образования в начальной и основной школе на основании международных исследований Pirls и Timss сегодня можно считать достаточно высоким, то уровень образования в старшей школе, судя по исследованию Pisa, нельзя назвать достаточным. Именно показатели исследования Pisa снижают интегральный показатель качества школьного образования в мировом образовательном рейтинге.
Особенно заметны проблемы образования в области естественнонаучных дисциплин. Большинство заданий в международном исследовании по естественнонаучным дисциплинам имеют экологический характер и ориентацию на изучение проблем окружающей среды. Формирование высокого уровня естественнонаучной культуры (компетенции) в контексте сказанного имеет приоритетное направление. В данном направлении особое внимание должно отводиться развитию исследовательской компетенции в области изучения проблем окружающей среды.
30 июля 2020 г. стали известны итоги 52-й Международной химической олимпиады (International Chemistry Olympiad – IChO), которая в этом году проходила в дистанционном формате. Российская сборная завоевала на состязании одну золотую медаль и три серебряные. Обладателем золотой медали стал Илья Чайка (школа № 5, город Сатка, Челябинская область). Серебряных медалей удостоены: Евгений Епифанов (школа № 1589, Москва), Василиса Кислицына (школа № 218, Москва), Виктор Носов (академическая гимназия имени Д.К. Фаддеева, Санкт-Петербург).
Результаты международной олимпиады по химии 2020 года подтверждают значимость формирования исследовательских компетенций учащихся.
Проработка идеи
Проблема
- Практически отсутствуют практикумы по изучению состояния окружающей среды на всех уровнях школьного образования для формирования экологической грамотности и экологической культуры подрастающего поколения;
- Слабо представлена в вузовских программах методика формирования исследовательских компетенций и навыков учащихся и недостаточно реализуется в образовательной практике;
- В учебниках по предметам естественнонаучного и экологического направления отсутствует эксперимент по оценке состояния окружающей среды;
- Оснащение профильных предметных кабинетов недостаточно для формирования исследовательских компетенций и навыков. Усиленное внедрение цифровых технологий положительно влияет на организацию экспериментальной работы школьников, но не заменяет классических визуальных и приборных методов исследования окружающей среды.
- повышение уровня экологической культуры в области исследований и практической деятельности по охране окружающей среды;
- развитие исследовательских умений и навыков обучающихся в области изучения проблем окружающей среды, что обеспечит повышение качества образования;
- повышение уровня методической компетенции педагогов и экопросветителей в области исследований и практической деятельности по охране окружающей среды;
- творческое взаимодействие и сотрудничество учреждений формального, неформального и информального образования и просвещения, что приведет к расширению образовательного пространства формирования экологической культуры подрастающего поколения.
Проект «Экспериментальная экология: от 5 до 17…» реализуется последовательно по следующим этапам:
Первый этап, условно называемый как «УЧИТЕЛЬ», обеспечивает подготовку педагогов и экопросветителей в области изучения экологических проблем окружающей среды, формирование их методической компетенции.
Второй этап – «ОСНАЩЕНИЕ» направлен на разработку оптимального набора оборудования для проведения комплексных исследований окружающей среды в образовательных организациях, их оснащение и использование в пилотных вариантах реализации проектов, программ, акций. В том числе и в мобильном варианте на основе передвижной исследовательской экологической лаборатории «Изучаем экологию – экспериментально», в которой учащиеся смогут проводить исследования в образовательных организациях, не имеющих специальных экологических центров и кабинетов.
Третий этап – «ПРОЕКТЫ, АКЦИИ, ПРОГРАММЫ» предполагает широкое распространение программ, проектов, акций, направленных на формирование исследовательских умений и навыков подрастающего поколения в области изучения проблем окружающей среды.
Учитывая уже существующий задел, два первых этапа могут осуществляться практически одновременно, что существенно сокращает подготовительный период для перехода к третьему.
Для консультации и по вопросам приобретения просьба обращаться:
lab@christmas-plus.ru
8 (800) 302-92-25 (звонок по РФ бесплатный)
8 (812) 575-54-07, 575-55-43
Подписывайтесь на наш канал в Ютюбе!
Вы всегда будете в курсе наших последних новостей и сможете наглядно познакомиться с нашей продукцией.