Образовательный проект «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ» как средство профориентации школьников в области геоэкологии
5 июня 2023
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ» КАК СРЕДСТВО
ПРОФОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ В ОБЛАСТИ
ГЕОЭКОЛОГИИ
А.Г. Богачева1, И.Б. Козак2
1РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, agbogacheva@yandex.ru
2РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, irishokk@mail.ru
«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ» КАК СРЕДСТВО
ПРОФОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ В ОБЛАСТИ
ГЕОЭКОЛОГИИ
А.Г. Богачева1, И.Б. Козак2
1РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, agbogacheva@yandex.ru
2РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, irishokk@mail.ru
Аннотация
В последние годы заметно усилился интерес со стороны системы естественно-научного образования к дополнительным образовательным мероприятиям, делающим акцент на межпредметные связи, на профориентацию и практическую предпрофильную подготовку старшеклассников. Особое внимание стало уделяться воспитанию ответственного отношения к природе, истории и культуре родного края. Описываемый эколого-образовательный проект объединяет в себе перечисленные направления в образовании с упором на профориентацию в области геоэкологии. Его реализация позволяет расширить культурную и естественно-научную картину мира обучающихся и построить связи между ними.Ключевые слова: профориентация, геоэкология, археология, культурное наследие, межпредметность, патриотическое воспитание.
Введение
На протяжении нескольких последних столетий научное знание развивалось по пути дифференциации, то есть выделения всё более узких научных направлений, что повлекло появление большого числа специалистов всё более узкого профиля. Однако сегодняшний социальный запрос ставит перед школьным образованием задачу противоположного толка. Так важным критерием подготовленности выпускника школы является целостность восприятия природных процессов. На первый план выходит конвергентность или междисциплинарность. Эта тенденция является отражением интегративного характера современного научного знания [1].Сложность реализации междисциплинарного подхода в практике школьного образования заключается в традиции дифференцированного преподавания учебных предметов – каждый предмет существует в рамках образовательной программы как бы сам по себе, графики и концепции преподавания смежных тем на разных дисциплинах не согласованы. В дополнение к междисциплинарности современный ФГОС также предъявляет требование по достижению метапредметных образовательных результатов [2]. Реализовать указанные принципы можно, рассматривая те или иные явления в комплексе, с позиции сразу целого спектра естественных и социальных наук.
Метапредметный проект «Экологическое краеведение» посвящён изучению археологических памятников на примере музея-заповедника «Старая Ладога» с применением геохимических методов, рассмотрением исторических, культурных, краеведческих аспектов для формирования целостного восприятия объекта изучения у обучающихся.
Социальная значимость проекта заключается в глубоком и всестороннем изучении исторических объектов родного края, способствующем профориентации школьников.
Цель проекта: содействие достижению метапредметных результатов образования, включающее в себя:
- раннюю профориентацию обучающихся в области геоэкологии;
- формирование у учащихся осознанной мотивации к применению комплексного подхода в исследованиях объектов окружающей среды и культурного наследия;
- совершенствование умения критически мыслить при анализе информационных источников в работе над ситуационной задачей;
- закрепление на практике знаний и умений, приобретённых обучающимися при изучении истории и предметов естественно-научного цикла.
Регион исследований, объекты и методы
Участники проекта: учителя и учащиеся
ГБОУ СОШ №77 с углубленным изучением химии Петроградского района Санкт-Петербурга, социальными партнёрами выступают ГК «Крисмас» и музей-заповедник «Старая Ладога».Проект направлен на формирование целостной естественно-научной картины мира и взаимосвязи её компонентов с социально-культурной сферой у обучающихся, а также на их профориентацию и знакомство с профессиями в сфере географии, геологии, экологии, археологии и истории.
Ценность проекта для участников состоит в освоении нового направления работы краеведческой направленности с применением методов прикладной химии, что соответствует профилю образовательного учреждения. При реализации проекта проводится апробация мероприятия по экологическому краеведению на предмет возможности включения его в программу экологического модуля учебной практики десятых классов СОШ №77. Педагоги и учащиеся знакомятся с новым для себя направлением – использованием геохимических методов в исследовании палеоландшафтов и археологических памятников. Обучающиеся знакомятся с историей и культурой родного края, осваивают новые методики химического анализа, включают новые аспекты в свою естественно-научную картину мира. При выполнении практической работы учащиеся отрабатывают умение применять освоенные ими методы к решению конкретных практических задач, знакомятся с разными профессиями, такими как геоэколог, геохимик, палеогеолог. Таким образом, при погружении в контекст события происходит профориентация обучающихся.
Группа компаний «Крисмас»,выступая в роли социального партнёра, предоставляет широкий спектр готовых решений для педагогов всех уровней основного общего, профессионального и дополнительного образования, которые могут быть успешно применены на каждом этапе реализации проекта как в процессе планирования (учебно-методическая литература из состава готовых решений), так и при непосредственной работе на объекте (комплекты оборудования, в особенности, ранцевые лаборатории).
Сотрудники музея-заповедника «Старая Ладога», также являющегося социальным партнёром проекта, обеспечивают информационно-методическую поддержку в виде консультаций и экскурсионного обслуживания по историко-культурному содержанию программы проекта и естественно-научным методам исследования в археологии.
Ключевым этапом реализации проекта является организация выезда в село Старая Ладога с посещением музея-заповедника Староладожская крепость. Мероприятие состоит из трёх частей: экскурсии, проводимой археологом музея-заповедника, практического занятия по приготовлению почвенных вытяжек и определению содержания фосфора и кальция в почве, и образовательной игры, в ходе которой участники сталкиваются с такими задачами, которые археологи регулярно решают в своей исследовательской практике – в частности, определение функциональных зон археологических памятников.
В ходе практического занятия и образовательной игры применяется портативное оборудование производства ЗАО «Крисмас+», подходящее для выполнения определений в полевых условиях: Ранцевая почвенная лаборатория РПЛ-1 (включающая тест-комплекты «Подвижные соединения фосфора» и «Кальций и магний в водной вытяжке»), тест-комплекты «Медь», «Железо общее»и «Марганец». Также для игры подготавливаются модельные растворы с известными концентрациями.
Обсуждение результатов
Апробация прошла в июне 2022 года при участии учащихся 10-х классов ГБОУ СОШ №77. По прибытии на территорию музея-заповедника обучающиеся сразу отправились на экскурсию, которая была призвана погрузить их в контекст тематики мероприятия. Важно отметить, что экскурсия была проведена именно археологом, а в ходе повествования особое внимание было уделено значению применения естественно-научных методов в современной археологии. После экскурсии обучающиеся были разделены на пять групп, в которых им предстояло активно работать в течение следующих этапов. Практическое занятие включало работу с лабораторным оборудованием, поэтому обучающиеся предварительно прослушали инструктаж по технике безопасности. Задача каждой группы состояла в том, чтобы приготовить две почвенные вытяжки (водную и кислотную) из предоставленных им проб почвы, отобранных в окрестностях Староладожской крепости. Готовые вытяжки необходимо было проанализировать на содержание фосфора (кислотную вытяжку) и кальция (водную вытяжку). При выполнении определений использовалось два метода: визуально-колориметрический и титриметрический. В результате занятия обучающиеся освоили методику приготовления почвенных вытяжек и определения фосфатов и кальция в растворах, познакомились с особенностями выполнения химического анализа в полевых условиях.
Во время образовательной игры обучающимся по сути было предложено решить эколого-геохимический кейс. Мы смоделировали ситуацию, в которой учёные-археологи, занимаясь раскопками, столкнулись с проблемой зонирования внутри памятника, то есть, для более точного выделения функциональных зон, требуется не только изучение артефактов, найденных при раскопках, но и проведение анализа на содержание тех или иных элементов в почве. Мы составили план смоделированного нами раскопа, в котором было выделено шесть квадратов: в первом квадрате искомые элементы содержались в фоновых концентрациях, характерных для данной местности, а в остальных квадратах концентрации тех или иных элементов отклонялись в большую сторону, что могло свидетельствовать о наличии той или иной специфической деятельности людей в момент хозяйственного использования изучаемой территории.
Само задание заключалось в том, чтобы исследовать модельные среды, приготовленные нами, на содержание кальция, фосфора, меди, марганца и железа с помощью химического анализа и выдвинуть гипотезу о том, какая деятельность древних людей на данном участке могла вызвать подобные отклонения от фоновых значений. Повышенное содержание может свидетельствовать о различных видах деятельности человека, например, таких как металлообработка, захоронение, окрашивание тканей и других.
Следует отметить, что для серьёзных научных изысканий в области археологии используются приборные методы, такие как атомно-эмиссионная спектроскопия, рентген-флуоресцентный анализ и другие. Но для экспресс-анализов в полевых условиях исследователи также используют методики мокрой химии, в частности, для экспресс-анализа почв на содержание фосфора. Исходя из этого, мы сочли уместным их применению в данном проекте.
В результате выезда обучающиеся актуализировали свои знания по истории, археологии, химии, погрузились в историко-культурный контекст проводимого мероприятия. Кроме того, участники освоили новые для себя методики химического анализа, познакомились с нюансами таких профессий как геохимик, геоэколог, археолог, расширили свою естественно-научную и культурную картину мира, а также установили взаимосвязь между ними.
По итогам мероприятия обучающиеся создали видеоролик «Вокруг Старой Ладоги за 10 минут», в котором кратко и ёмко осветили целый спектр рассмотренных в проекте тем: историю села Старая Ладога, применение естественно-научных методов в археологии, методики химического анализа почв и растворов, профориентацию и предпрофильную подготовку школьников.
Благодарности
Авторы выражают признательность учащимся и педагогам ГБОУ СОШ №77 с углублённым изучением химии Петроградского района Санкт-Петербурга и лично заместителю директора по естественно-научному образованию Кондратюк Ирине Павловне за активное участие в организации выезда. Авторы благодарят ГБУК ЛО «Староладожский историко-архитектурный и археологический музей-заповедник» и лично заместителя директора по научной работе Залогину Алёну Алексеевну за консультации и проведение экскурсионной части выезда.
Авторы выражают благодарность ГК «Крисмас» и лично руководителю Смолеву Борису Владимировичу, заместителю руководителя Учебного центра к.п.н. Орликовой Евгении Константиновне как идейному вдохновителю, за общее руководство проектом и предоставление материально-технической базы.
Особую благодарность авторы выражают научному руководителю Богачевой А.Г., д.г-м.н. Кульковой Марианне Алексеевне за консультации и ценные советы при планировании проекта.
Выводы
По результатам анализа обратной связи от педагогов и обучающихся можно сделать вывод, что разработанная нами форма организации эколого-краеведческого выезда может быть достаточно эффективно применена в профориентационной работе со школьниками. В частности, данная форма работы рекомендована к включению в программу учебной практики обучающихся 10-х классов ГБОУ СОШ №77. Отдельно следует отметить, что погружение в такую междисциплинарную задачу как определение функциональных зон археологических памятников является благодатной почвой для реализации метапредметного подхода, поскольку требует от учащихся не только актуализации их знаний и умений в разных научных областях, но и содержит в себе ярко выраженный социально значимый компонент.
Литература
- Фещенко Т.С., Шестакова Л.А. Конвергентный подход в школьном образовании – новые возможности для будущего // МНИЖ. 2017. №11-2 (65). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konvergentnyy-podhod-v-shkolnom-obrazovanii-novye-vozmozhnosti-dly... (дата обращения: 12.12.2022).
- Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 11.12.2020) “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования”
По вопросам приобретения и консультаций обращайтесь:
+7 (800) 302-92-25 (звонок по России бесплатный)+7 (812) 575-54-07
+7 (812) 575-50-81
+7 (812) 575-55-43
+7 (812) 575-57-91
E-mail: info@christmas-plus.ru
Подписывайтесь на наш канал в Ютюбе!
Вы всегда будете в курсе наших последних новостей и сможете наглядно познакомиться с нашей продукцией.