О проблемах обеспечения экологического образования и просвещения
9 апреля 2019
В нашей сегодняшней повестке – задачи поэтапного перехода России к модели устойчивого развития, и не просто к модели устойчивого развития, а экологически устойчивого развития.
В.В. Путин (Заседание Государственного Совета об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений, 27 декабря 2016 года).
Двадцатый век мировое сообщество встретило принятием ООН Целей развития тысячелетия, в которых были обозначены 8 самых главных проблем, с которыми столкнулось человечество вступая в XXI век. За первые 15 лет тысячелетия некоторые задачи обозначенных целей были выполнены, некоторые достаточно продвинуты в сторону выполнения. В настоящее время человечество подводит итоги достижения Целей развития тысячелетия и определяет новые направления Целей устойчивого развития.
На данный момент определено 17 основных целей в области устойчивого развития.
Россия поддерживает стратегию устойчивого развития и осуществляет реализацию ее основных составляющих: экологической, социальной, экономической и культурологической.
В качестве индикаторов устойчивого развития определены следующие:
1. Экономические;
2. Экологические;
3. Социальные.
Одним из важнейших социальных индикаторов является образование.
Последний раз целостное осмысление состояния системы экологического образования и просвещения в Российской Федерации при участии заинтересованных министерств и ведомств, подведомственных учреждений и общественных организаций проводилось в 2002 году – шестнадцать лет назад (Развитие системы экологического образования и просвещения в Российской Федерации в 1992-2002 годах / Информационно-аналитический обзор. – М.: Государственный центр экологических программ, 2002., 448с.).
В предисловии сборника главный редактор, экс-министр природных ресурсов В.Г. Артюхов отметил: «Настало время проведения регулярного мониторинга экологического образования и просвещения населения Российской Федерации. Необходимо определить направления дальнейшего развития и совершенствования этой важной деятельности. Периодически проводимый анализ состояния экологического образования позволит выявить неиспользованные резервы, наметить пути, формы и методы его дальнейшего развития».
Структура подготовленного тогда обзора была выстроена в следующей логике:
1. Правовые, организационные, методологические основы развития экологического образования;
2. Экологическое образование детей;
3. Экологическая подготовка специалистов;
4. Эколого-просветительская деятельность;
5. Развитие непрерывного экологического образования и просвещения в регионах (в качестве эксперимента по 7 федеральным округам Российской Федерации);
6. Международное сотрудничество.
В 2017 году отмечался 40-летний юбилей проведения Первой международной Конференции по образованию в области окружающей среды в г. Тбилиси (1977г.).
В Тбилисской декларации были определены три ключевые цели в области образования:
1. Развитие ясного понимания и чувства озабоченности в отношении экономической, социальной, политической и экологической взаимозависимости в городских и сельских районах;
2. Предоставление каждому человеку возможности получать знания, усваивать ценности, проявлять отношение, брать на себя обязательства и приобретать навыки, необходимые для охраны и улучшения окружающей среды;
3. Создание новых типов поведения отдельных лиц, групп и общества в целом по отношению к окружающей среде.
В 2018 году Римский клуб (международная организация, известная системными научными докладами в области развития цивилизации в целом и решения конкретных глобальных проблем) представил новый доклад «Come On! Капитализм, близорукость, население и разрушение планеты».
Авторы доклада видят задачу образования и просвещения в формировании у молодёжи «грамотности в отношении будущего» (futures literacy). (Weizsaecker, E., Wijkman, A. Come On! Capitalism, Short-termism, Population and the Destruction of the Planet. — Springer, 2018. — 220 p.).
А это есть идеология современного экологического образования и просвещения в интересах устойчивого развития. Напомним, что понятие «устойчивое развитие» в настоящее время трактуется достаточно широко, но в большинстве определений и его первом звучании в докладе Всемирной комиссии ООН по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее» (Г.Х. Брунтландт, 1983г.) под устойчивым развитием понималось развитие общества, которое обеспечивает не только нужды нынешнего поколения, но и предусматривает возможности развития будущих поколений.
В Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга определены 4 основных, главных направления, которые охватывают весь спектр проблематики развития Санкт-Петербурга:
1. обеспечение устойчивого экономического роста;
2. развитие человеческого капитала;
3. повышение качества городской среды;
4. обеспечение эффективности управления и развитие гражданского общества. (gov.spb.ru)
Все эти главные направления имеют значимую просвещенческую и образовательную составляющие.
В Санкт-Петербурге в 2016 году был принят «Экологический кодекс Санкт-Петербурга», утвержденный Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 29 июня 2016 года (в ред. Закона Санкт-Петербурга от 14.04.2017 N 209-38). В данном Законе определены следующие ключевые понятия:
− экологическое просвещение − распространение экологических знаний, информации о состоянии окружающей среды, об использовании природных ресурсов, экологической безопасности в целях формирования экологической культуры, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов;
− экологическое образование − единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в целях формирования экологической культуры, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования в целях удовлетворения потребностей настоящего и будущих поколений, укрепления правопорядка и обеспечения экологической безопасности на территории Санкт-Петербурга.
Общим компонентом в понятиях «Экологическое просвещение» и «Экологическое образование» является «экологическое воспитание» как процесс формирования бережного отношения к природе как ценности.
В Батумском заявлении министров по образованию «Окружающая среда для Европы» (2016г.) обозначены некоторые важные положения для совершенствования образования и просвещения в интересах устойчивого развития:
− поддержка дальнейшего осуществления Стратегии ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития;
− стимулирование общеучрежденческих подходов посредством составления в каждой школе школьных планов по образованию в интересах устойчивого развития или включения образования в интересах устойчивого развития в существующие школьные планы в каждой школе к 2019 году;
− содействие распространению образования в интересах устойчивого развития на педагогическое образование и подготовку всех педагогов;
− укрепление профессионально-технического образования и подготовки в интересах поддержки устойчивого развития и перехода к «зеленой» экономике;
− укрепление синергизма между формальным образованием (гос. учреждения и гос. стандарты), неформальным образованием (общественные образовательные организации, частные авторские программы и т.п.) и просвещением.
Среди проблем и рисков, не позволяющих достигнуть планируемые социально-образовательные результаты в экологическом образовании и просвещении, можно обозначить следующие:
1. Несогласованность позиций ученых и научных школ вузовского и школьного образования по ключевым вопросам современной экологии;
2. Несогласованность и отсутствие какой-либо координации в работе ориентированных на экологическое образование и просвещение экологических общественных организаций;
3. Развитие экологического образования в стране осуществляется в основном отдельными организациями, учебными заведениями, исследовательскими группами в инициативном порядке;
4. Поверхностное освещение экологических проблем в ряде средств массовой информации;
5. Отсутствие достоверной картины уровней экологической культуры разных категорий и слоев населения города, региона, страны;
6. Отсутствие уверенности в полноте, точности и корректности поступающей из государственных источников экологической информации;
7. Не востребованность экологической культуры в продвижении молодых людей по карьерной лестнице. Падение престижа специальности эколог;
8. Отсутствие эффективных форм массового экологического просвещения населения по ключевым направлениям устойчивого развития общества;
9. Отсутствие государственных стандартов для различных уровней экологического образования;
10. Невысокий уровень профессионализма в области экологического образования в интересах устойчивого развития педагогических кадров, специалистов в области просвещения, лидеров общественного экологического движения;
11. Стагнация в решении проблем экологического образования в школе. Введенный ранее соответствующий предмет исключен из федерального компонента этого уровня образования. В итоге в цепи «непрерывного экологического образования» образовалась солидная брешь, что отрицательно сказывается на процессе формирования профессиональных и ключевых компетентностей и компетенций в условиях реализации ФГОС специального и высшего профессионального образования;
12. Невысокий уровень социальной активности молодежи в экологическом движении;
13. Недостаточное и, как правило, не имеющее адресной направленности финансирование экологического образования на большинстве территорий РФ;
14. Крайне слабое оснащение экологического практикума, учебно-исследовательских проектов в области изучения окружающей среды, включая оборудование для инструментальных и приборных методов;
15. Незначительные объемы подготовки и переподготовки управленческих и производственных экологических кадров. Требования Закона Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» в части обучения этой категории кадров выполняется не в полной мере;
16. Отсутствие управленческих механизмов решения проблемы − формирование экологической культуры петербуржцев как межведомственной проблемы.
Большую часть этих проблем и рисков при доброй воле законодательных и административных органов власти можно в достаточно сжатые сроки и с минимальными финансовыми затратами решить или как минимум существенно сократить и ослабить. Важно, что при этом полученные социальные и экономические результаты с лихвой перекроют все затраты.
Рассмотрим для примера подробнее проблему с недостатком оснащения экологического практикума, учебно-исследовательских проектов в области изучения окружающей среды, включая оборудование для инструментальных и приборных методов.
Для решения этой проблемы уже давно существует широкий ряд необходимого оборудования, охватывающий все уровни образования, начиная с дошкольного и заканчивая профессиональным и дополнительным. Все оборудование методически обеспечено, сертифицировано в системе «Учсерт» при Российской академии образования, и серийно производится отечественной Санкт-Петербургской Группой компаний «Крисмас» вот уже более 25 лет.
Дошкольное образование
Набор для наблюдений и экспериментирования с природными объектами «Дошкольник»
Предназначен для оснащения практико-ориентированных занятий с детьми старшего дошкольного возраста, направленных на расширение их представлений об объектах и явлениях природы.
Набор представляет собой дидактико-методический комплект, включающий подборку простейшего оборудования, реактивов, посуды и принадлежностей, а также методическое пособие – руководство для воспитателя/родителя и дидактические материалы на цифровом носителе.
Начальное образование
Учебно-методический комплект «Начальная школа» (комплект оборудования для занимательных опытов)
Предназначен для проведения демонстрационных химико-экологических опытов в ходе занятий с учащимися начальной школы в урочное и внеурочное время на базе образовательных детских и юношеских, а также социальных детских организаций.
Общее среднее образование
Мини-экспресс-лаборатория «Пчёлка-У»
Предназначена для учебных экологических исследований и практикума. Включает комплект учебных пособий (учебно-методический комплект). Универсальная модификация, применимая в курсах экологии, химии, биологии, ОБЖ (БЖ), географии, элективных курсах и т.п., реализуемых на базе образовательных учреждений основного среднего, дополнительного, среднего специального и высшего профессионального образования.
Мини-экспресс-лаборатория «Пчёлка-У/хим»
Предназначена для выполнения демонстрационных экспериментов с использованием полностью готовых тестовых средств и химических реагентов, а также для выполнения учащимся, под руководством и наблюдением преподавателя, актуальных исследований химических параметров окружающей среды, основываясь на пооперационно визуализированных алгоритмах выполнения практических работ.
Мини-экспресс-лаборатория «Пчёлка-У/био»
Предназначена для методического сопровождения и оснащения необходимыми тестовыми средствами, реагентами и оборудованием практикума и учебно-исследовательских работ, реализуемых на базе образовательных учреждений основного среднего, среднего специального, высшего профессионального и дополнительного образования и связанных с исследованием факторов окружающей среды (воздуха, воды и водоёмов, почвы, продуктов питания), как условий, определяющих качество жизни живых организмов.
Мини-экспресс-лаборатория «Пчёлка-У/почва»
Предназначена для методического сопровождения и оснащения необходимыми тестовыми средствами, реагентами и оборудованием экологического практикума и учебно-исследовательских работ, реализуемых в образовательных курсах естественнонаучного цикла на базе учреждений основного среднего, среднего специального, высшего профессионального и дополнительного образования.
Класс-комплект-лаборатория ЭХБ (экология, химия, биология)
Предназначена для проведения лабораторного практикума в средней общеобразовательной школе в рамках современных вариативных базовых программ по химии, биологии, экологии и др. предметов естественнонаучного цикла. Применима в средней общеобразовательной школе, учреждениях профессионального и дополнительного образования.
Учебно-методический комплект «Факторы радиационной и химической опасности» (УМК ФРХО)
Предназначен для проведения практических работ по оценке и обнаружению факторов радиационной и химической опасности на базе школьного кабинета ОБЖ в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Позволяет выполнить под руководством и наблюдением преподавателя актуальные исследования, нацеленные на экологическую оценку радиационной и химической безопасности окружающей среды (воздуха, воды, продуктов питания).
Среднее специальное образование
Учебно-методический комплект СПЭЛ-У (УМК СПЭЛ-У)
Предназначен для методического сопровождения и оснащения необходимым оборудованием практических учебно-исследовательских работ по оценке доброкачественности пищевых продуктов и санитарного состояния столового инвентаря, реализуемых на базе образовательных детских и юношеских, а также социальных детских организаций.
Мини-экспресс-лаборатория «Анализ удобрений»
Предназначена для экспресс-анализа и качественного определения вида основных минеральных удобрений в полевых и лабораторных условиях. Эффективно применяется в специализированных образовательных организациях для отработки соответствующих умений и навыков аналитических операций.
Высшее профессиональное образование
Комплект контрольного оборудования «Безопасность жизнедеятельности и экология» БЖЭ
Предназначен для проведения практических работ в учреждениях среднего и высшего профессионального образования (профтехучилищах, техникумах, вузах). Основная функциональная направленность комплекта – практическая оценка (мониторинг) экологически значимых химических факторов техногенного и естественного происхождения.
Типовой комплект оборудования «Экология и охрана окружающей среды» ЭОС
Предназначен для проведения практических работ в рамках программ профессионального обучения с отражением вопросов промышленной экологии, экологического мониторинга, природопользования, техники и технологии защиты окружающей среды, безопасности жизнедеятельности и др. в системе среднего и высшего профессионального образования.
Дополнительное образование
Ранцевая лаборатория исследования водоёмов НКВ-РмГ
Предназначена для определения гидрохимических и почвенно-химических, гидробиологических, визуальных и др. показателей непосредственно в полевых условиях. Гидрохимические модули обеспечивают анализ питьевой и природной воды (воды водоёмов хозяйственно-бытового, культурно-бытового назначения, поверхностных водоисточников и т.п., а также почвенных вытяжек) по 18 показателям, гидробиологические модули позволяют выполнять исследование сообщества гидробионтов.
Многофункциональная лаборатория «Я – эколог»
Предназначена для учебных экологических исследований по оценке показателей состояния окружающей среды (химических, физико-химических, биотических, радиационных), доброкачественности и безопасности продуктов питания. Средства химического, физико-химического и радиационного контроля, дополняя друг друга, обеспечивают качественное расширение функциональных и исследовательских возможностей, а учебно-методические пособия эффективно содействуют повышению качества подготовки обучающихся.
Оборудование востребовано учителями и педагогами, может легко, быстро и экономично решить большинство проблем с оснащением экологического практикума, улучшить качество педагогического процесса.
Несмотря на признанную проблему с недостатком такого оборудования в образовательных организациях с одной стороны, а с другой стороны, фактическое наличие отечественного производства широкого перечня такого оборудования, внедрение этого оборудования на государственном уровне не планируется и не осуществляется. Одновременно государство тратит и, судя по всему, намерено и далее тратить огромные средства на закупку различного цифрового учебного оборудования, в том числе и для экологического образования, производимого за рубежом. Таким образом, бюджетные средства инвестируются в развитие соответствующей индустрии за границами нашего государства, вместо того чтобы развивать собственных производителей востребованного учебного оборудования. Как результат, учебные практикумы все более уходят в виртуальную область, явно не прибавляя обучающимся конкретных и так необходимых практических навыков и умений.
В верхних эшелонах власти бытует мнение, что в нашей стране нет индустрии образования, несмотря на то, что реальность совершенно другая и она настолько очевидна, что только лишь слепой и глухой не различат ее. Воистину правы были древние, говоря: «Имеющий уши да услышит, имеющий глаза да увидит».
Среди возможных сценариев развития экологического образования и экологического просвещения населения Санкт-Петербурга предлагаются оптимистический и пессимистический сценарии.
Оптимистический сценарий можно описать в следующих основных положениях:
− нарастает внимание населения к вопросам экологического образования и просвещения;
− изучается и учитывается зарубежный опыт решения соответствующих вопросов;
− принимается ряд актуальных и эффективных законодательных актов и постановлений правительства по совершенствованию охраны окружающей среды, в том числе по экологическому образованию и просвещению населения;
− усиливается массовое экологическое движение в городе;
− экологическое образование и просвещение осуществляется и проводится с использованием всех возможных методов всеми доступными средствами;
− развитие Санкт-Петербурга идет в соответствии с принципами устойчивого развития, население получает достоверную экологическую информацию и обладает относительно высоким уровнем экологической культуры, качество жизни неуклонно растет.
Пессимистический сценарий можно представить следующим образом:
− не соблюдается законодательство в области охраны окружающей среды, рационального природопользования и обеспечения экологической безопасности;
− принципы устойчивого развития декларируются, но на практике не соблюдаются, и происходит неуклонное ухудшение экологической обстановки;
− отдельные акции в защиту природной среды не вызывают позитивной реакции общественности;
− развитие экологического образования и просвещения практически не осуществляется;
− уровень экологической культуры, как и качество жизни населения города неуклонно падает.
Обобщая рассмотренные выше положения, одним из решений выхода из создавшейся ситуации можно предложить образ межведомственной модели экологического образования и просвещения петербуржцев, включающей совместную и скоординированную работу ответственных законодательных и административных органов, учреждений образования, культуры, здравоохранения, науки, экономики и др., промышленных предприятий и бизнес-структур, общественных организаций, средств массовой информации и др.
Данная модель в процессе развития может пополняться новыми компонентами, которые в настоящее время себя не зарекомендовали, например, социальные сети и др. Для координации всех компонентов модели, несомненно, должен создаваться общий руководящий координационный центр («просвещенческий кластер»), инициирующий инновационные подходы и формы творческого взаимодействия.
Но это − дело нашей дальнейшей совместной работы.
Отзывы учеников 1-3 классов о работе с класс-комплектом «Начальная школа»
Для консультации и по вопросам приобретения просьба обращаться:
lab@christmas-plus.ru
8 (800) 302-92-25 (звонок по РФ бесплатный)
8 (812) 575-54-07, 575-55-43
Подписывайтесь на наш канал в Ютюбе!
Вы всегда будете в курсе наших последних новостей и сможете наглядно познакомиться с нашей продукцией.