Обновлённая ранцевая лаборатория НКВ-Р
10 февраля 2017
Орликова Е.К., Муравьёв А.Г.
НПО ЗАО «Крисмас+», г. Санкт-Петербург, Россия.
оrlikova_ek@rambler.ru
В статье раскрываются особенности профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования. Рассматриваются аспекты влияния эколого-исследовательской проектной деятельности учащихся на процесс профессионального роста педагогов. Подчеркивается значимость обеспечения проектной деятельности современным полевым лабораторным оборудованием.
Ключевые слова: профессиональный рост педагогов дополнительного образования, эколого-исследовательские проекты, обновлённая ранцевая лаборатория НКВ-Р.
THE UPDATED BACKPACK FIELD LABORATORY NKV-R IN IN ECOLOGICAL RESEARCH PROJECTS OF STUDENTS AND PROFESSIONAL ACTIVITY OF ADDITIONAL EDUCATION TEACHERS
Оrlikova E.K., Muravyov A.G.
Joint-Stock Company "Christmas+", St. Petersburg, Russia.
оrlikova_ek@rambler.ru
In article disclosed particularity of professional activity of addition education teachers. Aspects of effect ecological research projects activity of students on the process professional growth are considered. Stresses the importance of ensuring project activities by modern laboratory equipment.
Keywords: professional growth of additional education teachers, ecological research projects, updated backpack field laboratory NKV-R.
Дополнительное экологическое образование, как подсистема непрерывного образования, ориентировано на удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся. На развитие у них мотивации к познанию и творчеству, на личностное и профессиональное самоопределение. С каждым годом оно становится всё более востребованным и значимым компонентом в общей системе воспитания подрастающего поколения.
Наряду с этим не теряет актуальности вопрос подготовки квалифицированных педагогических кадров, способных принимать правильные технологические, конструктивные решения в любых организационно-педагогических условиях эколого-образовательного процесса. В частности Е.А. Наумова пишет: «Государственные требования к специалистам учреждений дополнительного образования детей на уровне высшего образования отсутствуют. Специалист адаптируется к профессиональной сфере на основе педагогической интуиции, осведомленности в научно-методической литературе, самообразования». [5]
Одной из специфических особенностей профессиональной деятельности педагога дополнительного образования является ее практико-ориентированный характер с обязательным предъявлением результата заказчику, в качестве которого выступает обучающийся. При этом качество этой деятельности напрямую зависит от степени удовлетворенности лично значимых профессиональных потребностей педагога и степени оснащения образовательного процесса необходимым оборудованием.
В сложившихся условиях качественная организация проектной эколого-исследовательской деятельности учащихся способствует удовлетворению лично значимых профессиональных потребностей педагогов дополнительного образования: самореализации и самоактуализации [4], профессиональному развитию в течение всей жизни, возможности выступать в учебном процессе одновременно в качестве обучающегося и обучаемого [2].
Ретроспективный анализ литературы, а также мониторинг спроса на современное полевое лабораторное оборудование позволили нам выделить одну из основных проблем организации профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования, оказывающую огромное влияние на качество их педагогической работы.
Проблема состоит в недостаточности оснащения учреждений дополнительного образования детей, реализующих экологическое направление, современным мобильным полевым лабораторным оборудованием, что является основной причиной отсутствия у подавляющего большинства педагогов дополнительного образования достаточного опыта для успешной организации и реализации ученической исследовательской проектной деятельности.
Решением данной проблемы может стать оснащение образовательных учреждений лабораторным оборудованием производства НПО ЗАО «Крисмас+», например, обновлённой ранцевой лабораторией НКВ-Р.
В связи с этим целью нашего исследования стало изучение результатов опосредованного влияния применения ранцевой лаборатории НКВ-Р в условиях проектной эколого-исследовательской деятельности учащихся на процесс профессионального роста педагогов дополнительного образования.
Основными задачами нашего исследования стали:
• оценить степень востребованности современного полевого лабораторного оборудования среди педагогов и специалистов учреждений дополнительного образования детей;
• из всей линейки видов продукции НПО ЗАО «Крисмас+» выбрать один, на основании применения которого в проектной эколого-исследовательской деятельности учащихся будет проведен анализ профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования;
• сделать выводы об изменениях, произошедших в профессиональной самооценке педагогов дополнительного образования, в ходе исследования.
Материалы и методы. Ученические проекты, посвященные исследованиям водных объектов – одна из наиболее интересных возможностей для широкой общественности получить сведения о экологическом состоянии питьевой или природной воды города или целого региона. Именно в этой деятельности в полной мере реализуется воспитательный и образовательный потенциал педагога дополнительного образования. Поэтому для решения одной из задач нашего исследования мы выбрали обновленную ранцевую полевую лабораторию НКВ-Р, предназначенную для практической оценки экологического состояния водных объектов и почвы путем определения показателей качества воды и химического состава почвенных вытяжек, а также гидробиологических показателей непосредственно в полевых условиях. В ходе исследований, проводимых с ее помощью, измерения проводятся гидрохимическими стандартными унифицированными количественными методами (по некоторым показателям - полуколичественными). Лаборатория НКВ-Р обеспечивает выполнение работ по широкому кругу актуальных показателей качества воды и почвы.
Лаборатория НКВ-Р сформирована по модульному принципу. Каждый модуль позволяет проводить измерения по одному показателю либо группе однородных показателей, имеет в составе все необходимое для работы, включая готовые к применению растворы для химического анализа.
Обновленная ранцевая лаборатория НКВ-Р многофункциональна и может использоваться как в полевых, так и в стационарных условиях по таким направлениям, как:
• визуальная гидрологическая и экологическая оценка состояния русла, местообитаний, прибрежной акватории и береговой прилегающей территории (с использованием категорий, балльности и составлением специальных таблиц);
• гидрохимическая оценка состояния водоёма и на основе полученных данных - интегральная оценка качества воды (17 показателей);
• оценка состояния засоленности и кислотности почв прилегающей территории (путем анализа почвенных вытяжек);
• гидробиологическое исследование (био-индикация) по донным беспозвоночным с определением биотических индексов (с использованием средств отлова и определителей);
• оценка экологического состояния водного объекта и качества воды (био-индикация) по высшим водным растениям (с использованием определителей).
Благодаря доступности, уникальной комплектации, подробному изложению теоретического и методического материала, приведенного в Руководстве [3] лаборатория НКВ-Р пригодна для осуществления практических исследований в рамках дистантных образовательных курсов, что выводит педагога дополнительного образования на позицию тьютора, позволяя ему открывать новые грани своего педагогического дарования.
В ходе нашего исследования мы использовали в основном аналитические методы: анализ научной и учебно-методической литературы, анализ материалов конкурса ученических проектов «Инструментальные исследования окружающей среды», анализ результатов опроса педагогов дополнительного образования Санкт-Петербурга и Ленинградской области, анализ результатов маркетингового исследования спроса на продукцию НПО ЗАО «Крисмас+».
Полученные результаты. Наиболее интересные результаты мы получили, изучая материал, присланный нам из разных населенных пунктов нашей страны в рамках проведения конкурса ученических проектов «Инструментальные исследования окружающей среды» [1].
По итогам нашего исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Использование педагогами дополнительного образования в своей профессиональной деятельности современного мобильного полевого лабораторного оборудования расширяет спектр тем, предлагаемых учащимся для осуществления исследовательских проектов. Это в свою очередь приводит к расширению границ индивидуального педагогического опыта, позволяет педагогу реализовать свою потребность в самореализации и самоактуализации;
2. Тьюторское сопровождение ученической проектной деятельности для тех педагогов дополнительного образования, которые не занимались этим ранее, позволило им освоить новую для себя педагогическую позицию, повысив тем самым свою квалификацию и расширив горизонты своей профессиональной деятельности;
3. Взаимодействие педагога и учащихся при непосредственном осуществлении лабораторных исследований в полевых условиях даёт эффект сотрудничества в освоении нового для них оборудования, помогает педагогу находиться сразу на двух позициях обучающего и самообучающегося, способствует удовлетворению его потребности в профессиональном саморазвитии.
Таким образом, подтверждено, что обеспечение образовательных учреждений таким оборудованием как обновленная ранцевая лаборатория НКВ-Р является опосредованным фактором профессионального роста педагога дополнительного образования, реализующего в своей практике экологическое направление.
Литература:
1. Гидрохимические исследования реки Жарлы. Электронный ресурс: // Материалы конкурса ученических проектов «Инструментальные исследования окружающей среды» – Режим доступа: URL: http://u-center.info/video/orenburg-2011. – Загл. с экр. – (Дата доступа: 05.12.16)
2. Гурье, Л.И. Современные средства обучения в процессе повышения квалификации преодавателей ВУЗов / Л.И. Гурье // Образовательные технологии и общество. – 2009. – Вып. №1. – Т. 12. – С. 324 – 327.
3. Исследование экологического состояния водных объектов: Руководство по применению ранцевой полевой лаборатории НКВ-Р // Под ред. к.х.н. А.Г. Муравьёва. – СПб.: «Крисмас+».– 2012. – 256 с.
4. Маслоу, А. Самоактуализация / А. Маслоу // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1982. – С. 108–117.
5. Наумова, Е.А. Средства повышения квалификации специалистов учреждений дополнительного образования детей: автореф. дис. …канд. пед. наук. : 13.00.08 / Наумова Елена Александровна. – Самара, 2002. – 22 с. – С. 3
Для консультации и по вопросам приобретения просьба обращаться:
lab@christmas-plus.ru
8 (800) 302-92-25 (звонок по РФ бесплатный)
8 (812) 575-54-07, 575-55-43
Подписывайтесь на наш канал в Ютюбе!
Вы всегда будете в курсе наших последних новостей и сможете наглядно познакомиться с нашей продукцией.
НПО ЗАО «Крисмас+», г. Санкт-Петербург, Россия.
оrlikova_ek@rambler.ru
В статье раскрываются особенности профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования. Рассматриваются аспекты влияния эколого-исследовательской проектной деятельности учащихся на процесс профессионального роста педагогов. Подчеркивается значимость обеспечения проектной деятельности современным полевым лабораторным оборудованием.
Ключевые слова: профессиональный рост педагогов дополнительного образования, эколого-исследовательские проекты, обновлённая ранцевая лаборатория НКВ-Р.
THE UPDATED BACKPACK FIELD LABORATORY NKV-R IN IN ECOLOGICAL RESEARCH PROJECTS OF STUDENTS AND PROFESSIONAL ACTIVITY OF ADDITIONAL EDUCATION TEACHERS
Оrlikova E.K., Muravyov A.G.
Joint-Stock Company "Christmas+", St. Petersburg, Russia.
оrlikova_ek@rambler.ru
In article disclosed particularity of professional activity of addition education teachers. Aspects of effect ecological research projects activity of students on the process professional growth are considered. Stresses the importance of ensuring project activities by modern laboratory equipment.
Keywords: professional growth of additional education teachers, ecological research projects, updated backpack field laboratory NKV-R.
Дополнительное экологическое образование, как подсистема непрерывного образования, ориентировано на удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся. На развитие у них мотивации к познанию и творчеству, на личностное и профессиональное самоопределение. С каждым годом оно становится всё более востребованным и значимым компонентом в общей системе воспитания подрастающего поколения.
Наряду с этим не теряет актуальности вопрос подготовки квалифицированных педагогических кадров, способных принимать правильные технологические, конструктивные решения в любых организационно-педагогических условиях эколого-образовательного процесса. В частности Е.А. Наумова пишет: «Государственные требования к специалистам учреждений дополнительного образования детей на уровне высшего образования отсутствуют. Специалист адаптируется к профессиональной сфере на основе педагогической интуиции, осведомленности в научно-методической литературе, самообразования». [5]
Одной из специфических особенностей профессиональной деятельности педагога дополнительного образования является ее практико-ориентированный характер с обязательным предъявлением результата заказчику, в качестве которого выступает обучающийся. При этом качество этой деятельности напрямую зависит от степени удовлетворенности лично значимых профессиональных потребностей педагога и степени оснащения образовательного процесса необходимым оборудованием.
В сложившихся условиях качественная организация проектной эколого-исследовательской деятельности учащихся способствует удовлетворению лично значимых профессиональных потребностей педагогов дополнительного образования: самореализации и самоактуализации [4], профессиональному развитию в течение всей жизни, возможности выступать в учебном процессе одновременно в качестве обучающегося и обучаемого [2].
Ретроспективный анализ литературы, а также мониторинг спроса на современное полевое лабораторное оборудование позволили нам выделить одну из основных проблем организации профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования, оказывающую огромное влияние на качество их педагогической работы.
Проблема состоит в недостаточности оснащения учреждений дополнительного образования детей, реализующих экологическое направление, современным мобильным полевым лабораторным оборудованием, что является основной причиной отсутствия у подавляющего большинства педагогов дополнительного образования достаточного опыта для успешной организации и реализации ученической исследовательской проектной деятельности.
Решением данной проблемы может стать оснащение образовательных учреждений лабораторным оборудованием производства НПО ЗАО «Крисмас+», например, обновлённой ранцевой лабораторией НКВ-Р.
В связи с этим целью нашего исследования стало изучение результатов опосредованного влияния применения ранцевой лаборатории НКВ-Р в условиях проектной эколого-исследовательской деятельности учащихся на процесс профессионального роста педагогов дополнительного образования.
Основными задачами нашего исследования стали:
• оценить степень востребованности современного полевого лабораторного оборудования среди педагогов и специалистов учреждений дополнительного образования детей;
• из всей линейки видов продукции НПО ЗАО «Крисмас+» выбрать один, на основании применения которого в проектной эколого-исследовательской деятельности учащихся будет проведен анализ профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования;
• сделать выводы об изменениях, произошедших в профессиональной самооценке педагогов дополнительного образования, в ходе исследования.
Материалы и методы. Ученические проекты, посвященные исследованиям водных объектов – одна из наиболее интересных возможностей для широкой общественности получить сведения о экологическом состоянии питьевой или природной воды города или целого региона. Именно в этой деятельности в полной мере реализуется воспитательный и образовательный потенциал педагога дополнительного образования. Поэтому для решения одной из задач нашего исследования мы выбрали обновленную ранцевую полевую лабораторию НКВ-Р, предназначенную для практической оценки экологического состояния водных объектов и почвы путем определения показателей качества воды и химического состава почвенных вытяжек, а также гидробиологических показателей непосредственно в полевых условиях. В ходе исследований, проводимых с ее помощью, измерения проводятся гидрохимическими стандартными унифицированными количественными методами (по некоторым показателям - полуколичественными). Лаборатория НКВ-Р обеспечивает выполнение работ по широкому кругу актуальных показателей качества воды и почвы.
Лаборатория НКВ-Р сформирована по модульному принципу. Каждый модуль позволяет проводить измерения по одному показателю либо группе однородных показателей, имеет в составе все необходимое для работы, включая готовые к применению растворы для химического анализа.
Обновленная ранцевая лаборатория НКВ-Р многофункциональна и может использоваться как в полевых, так и в стационарных условиях по таким направлениям, как:
• визуальная гидрологическая и экологическая оценка состояния русла, местообитаний, прибрежной акватории и береговой прилегающей территории (с использованием категорий, балльности и составлением специальных таблиц);
• гидрохимическая оценка состояния водоёма и на основе полученных данных - интегральная оценка качества воды (17 показателей);
• оценка состояния засоленности и кислотности почв прилегающей территории (путем анализа почвенных вытяжек);
• гидробиологическое исследование (био-индикация) по донным беспозвоночным с определением биотических индексов (с использованием средств отлова и определителей);
• оценка экологического состояния водного объекта и качества воды (био-индикация) по высшим водным растениям (с использованием определителей).
Благодаря доступности, уникальной комплектации, подробному изложению теоретического и методического материала, приведенного в Руководстве [3] лаборатория НКВ-Р пригодна для осуществления практических исследований в рамках дистантных образовательных курсов, что выводит педагога дополнительного образования на позицию тьютора, позволяя ему открывать новые грани своего педагогического дарования.
В ходе нашего исследования мы использовали в основном аналитические методы: анализ научной и учебно-методической литературы, анализ материалов конкурса ученических проектов «Инструментальные исследования окружающей среды», анализ результатов опроса педагогов дополнительного образования Санкт-Петербурга и Ленинградской области, анализ результатов маркетингового исследования спроса на продукцию НПО ЗАО «Крисмас+».
Полученные результаты. Наиболее интересные результаты мы получили, изучая материал, присланный нам из разных населенных пунктов нашей страны в рамках проведения конкурса ученических проектов «Инструментальные исследования окружающей среды» [1].
По итогам нашего исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Использование педагогами дополнительного образования в своей профессиональной деятельности современного мобильного полевого лабораторного оборудования расширяет спектр тем, предлагаемых учащимся для осуществления исследовательских проектов. Это в свою очередь приводит к расширению границ индивидуального педагогического опыта, позволяет педагогу реализовать свою потребность в самореализации и самоактуализации;
2. Тьюторское сопровождение ученической проектной деятельности для тех педагогов дополнительного образования, которые не занимались этим ранее, позволило им освоить новую для себя педагогическую позицию, повысив тем самым свою квалификацию и расширив горизонты своей профессиональной деятельности;
3. Взаимодействие педагога и учащихся при непосредственном осуществлении лабораторных исследований в полевых условиях даёт эффект сотрудничества в освоении нового для них оборудования, помогает педагогу находиться сразу на двух позициях обучающего и самообучающегося, способствует удовлетворению его потребности в профессиональном саморазвитии.
Таким образом, подтверждено, что обеспечение образовательных учреждений таким оборудованием как обновленная ранцевая лаборатория НКВ-Р является опосредованным фактором профессионального роста педагога дополнительного образования, реализующего в своей практике экологическое направление.
Литература:
1. Гидрохимические исследования реки Жарлы. Электронный ресурс: // Материалы конкурса ученических проектов «Инструментальные исследования окружающей среды» – Режим доступа: URL: http://u-center.info/video/orenburg-2011. – Загл. с экр. – (Дата доступа: 05.12.16)
2. Гурье, Л.И. Современные средства обучения в процессе повышения квалификации преодавателей ВУЗов / Л.И. Гурье // Образовательные технологии и общество. – 2009. – Вып. №1. – Т. 12. – С. 324 – 327.
3. Исследование экологического состояния водных объектов: Руководство по применению ранцевой полевой лаборатории НКВ-Р // Под ред. к.х.н. А.Г. Муравьёва. – СПб.: «Крисмас+».– 2012. – 256 с.
4. Маслоу, А. Самоактуализация / А. Маслоу // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1982. – С. 108–117.
5. Наумова, Е.А. Средства повышения квалификации специалистов учреждений дополнительного образования детей: автореф. дис. …канд. пед. наук. : 13.00.08 / Наумова Елена Александровна. – Самара, 2002. – 22 с. – С. 3
Для консультации и по вопросам приобретения просьба обращаться:
lab@christmas-plus.ru
8 (800) 302-92-25 (звонок по РФ бесплатный)
8 (812) 575-54-07, 575-55-43
Подписывайтесь на наш канал в Ютюбе!
Вы всегда будете в курсе наших последних новостей и сможете наглядно познакомиться с нашей продукцией.