Экологически-ориентированные практикумы на основе готовых решений от «Крисмас+»
29 ноября 2021
Орликова Е.К.
Ведущий методист учебного центра ГК «Крисмас»
г. Санкт-Петербург
В среде предметов естественнонаучного цикла экология, как интегративная межпредметная и социально-значимая область научного знания занимает особое место. Поэтому внедрение эколого-образовательных модулей в структуру естественнонаучного образования (далее ЕНО) естественный и самый органичный способ достижения метапредметных результатов.
Ещё одной актуальной задачей современного образования является профориентационная работа и предпрофильная подготовка обучающихся. Сегодня интерес к профессиям, непосредственно связанным с экологией, или, если говорить более широко, с особенностями взаимодействия человека и окружающей среды, устойчиво растёт. И знакомить с ними ребят, параллельно формируя и развивая у них гибкие навыки и навыки для жизни, это прогрессивный подход к естественнонаучному образованию.
И вот тут мы вплотную подходим к организации практических работ на занятиях как к одному из важнейших условий формирования и развития этих самых навыков. Навыков, характеризующих образовательные результаты, как метапредметные, и сформированные на учебном содержании на стыках разных естественных наук.
Проведение натурной опытно экспериментальной работы является методологической основой естественнонаучного познания. Это неотъемлемая часть обучения. Самым распространённым видом практической работы выступает, конечно же, лабораторная работа. На втором месте проектные исследовательские работы отдельных ребят. Еще реже – групповые проекты, включающие исследовательский этап.
Компания «Крисмас» предлагает решения, позволяющие проводить демонстрационные работы и реализовывать полноценные систематизированные практикумы в рамках предметных рабочих образовательных программ.
Как и исследовательские работы, выполняемые обучающимися при работе над проектами, практикумы в ЕНО могут быть предметными (химия, физика, биология и т.д.), межпредметными (химия-биология, биология-технология, химия-ОБЖ, биология-география и т.д.) и метапредметными. Вот здесь на первый план и выходит экологический контекст, как содержательная основа метапредметного практикума.
И на помощь педагогу приходят так называемые «готовые решения» для педагогов. В частности, готовые решения от компании ЗАО «Крисмас+».
Готовыми решениями для педагога в нашем случае являются учебно-методические и/или дидактико-методические комплекты. В состав комплектов входят не только учебно-методические издания (пособия, руководства, рабочие тетради и т.д.) и дидактические материалы (карты-инструкции, сравнительные таблицы и пр.), но и необходимое оборудование: измерительные приборы, посуда, эталонные цветовые шкалы, готовые химические сухие реагенты и растворы (в том числе модельные среды).
Применение педагогом таких «готовых решений» позволяет ему сравнительно легко интегрировать экологически ориентированный практикум в процесс преподавания своего предмета.
На основе наших готовых решений педагог может либо самостоятельно выстроить практикум, сообразуя комбинации практических работ в соответствии со своей рабочей образовательной программой, либо воспользоваться нашими готовыми методическими предложениями.
Условно продукцию компании ЗАО «Крисмас+» учебного назначения можно разделить на 4 основные группы. Это:
- учебно-методические комплекты, предназначенные для регулярной и систематической естественнонаучной практической работы обучающихся;
- мини-экспресс-лаборатории, которые находят широкое применение в естественнонаучном образовании, позволяя решать локальные практико-ориентированные учебные задачи в том или ином учебном курсе;
- учебные изделия, ориентированные на детей дошкольного и младшего школьного возраста;
- методическая и учебная литература, создаваемая нашими специалистами на базе нашего учебного центра.
Одна из групп представлена приобретаемыми по отдельности тест-комплектами и тест-системами, позволяющими в рамках экологического практикума выполнять практические работы начального и среднего уровня сложности. При этом опираясь на материал, изложенный в едином для них методическом пособии-руководстве.
Тест-системы – это простейшие средства химического контроля.
В ходе учебной работы с применением тест-систем могут быть организованы как индивидуальные, так и фронтальные практические работы. При этом выполнение самой работы займёт вместе с оформительской её частью не более 15 минут, что очень удобно на любом этапе образования.
Если говорить о тест-комплектах, то они представляют собой отдельно уложенные модули, в состав которых входит всё необходимое для выполнения определений по одному отдельному показателю, или группе схожих показателей.
В эту же дидактико-методическую группу входят учебно-методические комплекты на основе мини-экспресс-лабораторий «Пчелка-У». Данные комплекты позволяют выполнять комплексные исследования различных объектов окружающей среды: воздуха, воды, почвы, продуктов питания по нескольким экологически значимым показателям и учитывают предметную специфику учебных курсов.
Другую группу представляют учебно-методические комплекты, разработанные с учетом требований ФГОС по областям и предметам естественнонаучного цикла. Мы объединили их в единый комплекс, который получил название «Экологические исследования и практикумы». В его состав входит несколько разных комплектов. При этом каждый из комплектов – это самостоятельное учебное изделие, но все вместе, в совокупности, они представляют комплексное образовательное решение целого ряда педагогических предметных и метапредметных образовательных задач.
Еще одной разработкой нашей компании стал
учебно-методический класс-комплект «Школьная химико-экологическая лаборатория» и созданный на её основе химико-экологический практикум.
Класс-комплект позволяет актуализировать и обобщать знания о свойствах неорганических и органических химических соединений, способах их идентификации, выполнять качественные, и, что самое важное, полуколичественные и количественные определения, применительно к разнообразной экологической тематике, связанной с исследованием показателей качества проб воды и водных вытяжек органолептическими, химическими и инструментальными методами.
Предлагаемый нами практикум включает экспериментальные исследовательские задачи, соответствующие примерным образовательным программам курса химии 8-11 класса, которые могут выполняться как комплексно, так и обособленно друг от друга. Такая структура позволяет педагогу выборочно включать их в процесс обучения в соответствии с конкретной выбранной им образовательной задачей. И, таким образом, поэтапно формировать представление о химическом анализе и универсальные учебные действия в ходе проведения эксперимента, начиная с 8 класса.
В следующую отдельную группу изделий учебного назначения, производимых компанией ЗАО «Крисмас+», можно выделить учебные комплекты, предназначенные для полевых исследований. Они выполнены на основе ранцевых лабораторий для исследований водоёмов и почвы. Лаборатории скомпонованы по модульному принципу из отдельных тест-комплектов.
По своей сути, ранцевые лаборатории серии НКВ-Р – это многофункциональные исследовательские комплексы, которые вбирают в себя много разных методик исследования объектов окружающей среды: гидрохимические, биоиндикационные, гидрологические и пр. Это настоящая полевая лаборатория за Вашими плечами.
Кроме ранцевых лабораторий для исследований водных объектов, полевой экологический практикум «Крисмас» представлен и другим портативным оборудованием: оборудованием для исследования почвы, например, набором для приготовления почвенных вытяжек, набором для гидробиологических исследований, мини-экспресс-лабораторией «Анализ удобрений», мини-экспресс-лабораторией «Пчёлка-У/почва» и другими образцами.
При выполнении исследований и определений в ходе экологически ориентированных практикумов обучающиеся с интересом осваивают унифицированные методы оценки экологического состояния объектов окружающей среды, приобретают ряд умений и навыков работы с химической посудой, материалами, принадлежностями, химическими веществами. Таким образом, работа с комплектами и наборами «Крисмас» способствует эффективной профориентации обучающихся и их предпрофильной подготовке.
Следует сказать о том, что все наши учебно-методические комплекты создавались специалистами компании ЗАО «Крисмас+» при участии лучших педагогов-практиков со всей страны. Они прошли широкую апробацию и внедрение в работу образовательных организаций разного уровня и заслужили положительные отзывы педагогического сообщества, войдя в топ-15 рекомендованных образцов учебного оборудования от Российских производителей.
Нами доказано, что достижению значимых метапредметных результатов ЕНО, в большой степени содействует систематическое применение учебно-методических комплектов производства ЗАО «Крисмас+». Их использование в образовательном процессе способствует обеспечению преемственности естественнонаучного образования по всем возрастным уровням и сразу по нескольким направлениям: целевому, содержательному и технологическому.
Каждый из предлагаемых нами учебно-методических комплектов поддерживает не только базовый, но и углублённый уровень изучения образовательных областей и отдельных предметов естественнонаучного цикла. Комплекты соответствуют требованиям межпредметной унификации, и могут входить в состав кабинетов химии, биологии, экологии, естествознания, учебно-исследовательских центров и лабораторий.
Для консультации и по вопросам приобретения просьба обращаться:
lab@christmas-plus.ru
8 (800) 302-92-25 (звонок по РФ бесплатный)
8 (812) 575-54-07, 575-55-43
Подписывайтесь на наш канал в Ютюбе!
Вы всегда будете в курсе наших последних новостей и сможете наглядно познакомиться с нашей продукцией.