Конкурс «Начни исследовать с Крисмас+» проводится нашей компанией с 2014 года. Цель конкурса – вовлечение школьников 1-8 классов в исследовательскую деятельность путем выработки первоначальных исследовательских умений через исследования с использованием тест-систем производства ЗАО «Крисмас+».
С 1 сентября по 25 декабря 2015 г. проходил Второй конкурс «Начни исследовать с Крисмас+». На конкурс поступили заявки на участие 35 команд, из них участниками стали 34 команды, которые прислали свои конкурсные материалы. В качестве конкурсных материалов участников выступали творческие исследовательские отчеты, а также фото- и видеоматериалы.
Самым популярным направлением исследования оказалось исследование нитратов в воде, овощах, фруктах, продуктах питания (выбрали 13 команд), наименее популярным – исследование качества термической обработки мясных и рыбных изделий (выбрала 1 команда).
Для исследования участники использовали тест-системы производства ЗАО «Крисмас+», которые поставляются самостоятельно, а также входят в состав других комплектных изделий: СПЭЛ-У, НКВ-Р, КПЭ, ЭХБ и др.
Творческие исследовательские отчеты оценивались по мере их поступления от участников и были размещены на сайте учебного центра ЗАО «Крисмас+».
Отчеты оставили благоприятное впечатление. Во-первых, было видно, что школьники выполняли исследования и оформляли отчеты максимально самостоятельно, во-вторых, участники проявили высокий интерес и творческий подход к выполнению работы, в-третьих, присланные фото- и видеоматериалы участников во многом оказались качественными и интересными, в значительной степени иллюстрировали работу, проведенную участниками.
И все же конкурсные материалы разных участников немного отличались по уровню оформления и представления проведенной работы. Они оценивались по следующим критериям:
- соответствие теме исследования;
- степень самостоятельности авторов;
- объем проведенных исследований;
- наглядность представленных фото- и видеоматериалов.
По итогам оценки участникам были присуждены дипломы первой, второй и третьей степени. Приятно, что уровень работ оказался таким высоким, и все команды заняли призовые места. При этом не было работ, которые были бы награждены простыми дипломами за участие.
Дипломы в электронной форме доступны для скачивания на специальной страничке второго конкурса сайта Учебного центра ЗАО «Крисмас+».
Типичные недостатки и ошибки, замеченные в работах:
- выполнено мало опытов, в отчетной таблице представлены результаты исследования всего лишь 2-4 проб;
- на фотографиях отображен общий ход исследования, но нет фотографий с отображением результатов исследований, то есть фотографий, на которых крупным планом была бы показана окрашенная после опыта тест-полоска;
- некоторые фотографии были некачественные: «размытые», либо композиция фотографии оказывалась неудачной;
- некоторые команды прислали однотипные по сюжету и композиции фотографии;
- есть работы с довольно значительным количеством ошибок, опечаток, а также небрежно оформленные.
Надеемся, что участники поймут, какие из перечисленных ошибок и недочетов относятся именно к ним, а будущие участники конкурса смогут их избежать.
Хотелось бы также отметить работы, которые положительно выделялись среди других.
Команды 001 и 003 Тульского областного эколого-биологического центра учащихся подошли к организации исследования очень серьезно, подробно описали каждый этап и используемое оборудование в дополнение к тест-системам, представили фотографии каждого этапа исследования. Исследуемые овощи и фрукты были подробно описаны, стаканы с вытяжками различных проб почвы были пронумерованы маркером. Полученные результаты наглядно представлены в отчете в форме таблиц.
Команды 020 и 021 школы №16 г. Арзамаса перед проведением исследований воды на рН и продуктов питания на содержание нитратов выполнили мини-проекты по названным темам, сделали небольшие информационные сообщения с использованием источников информации. Эти сообщения позволили лучше понять участникам, почему важно проводить исследования. Результаты исследования и этапы выполнения работы также были наглядно представлены в творческом отчете.
Команда 027 школы №72 г. Лесного Свердловской области в ходе выполнения исследования решила попробовать изменять условия проведения опыта, и провели исследование воды при комнатной температуре и после кипячения. Также в ходе опыта участники команды использовали цветную бумагу с липким слоем для того чтобы подписывать колбы с пробами воды. Это, несомненно, показывает высокий уровень культуры проведения эксперимента.
Участники команды 035 гимназии №1 г. Тулы при исследовании нитратов также варьировали условиями проведения опыта и исследовали содержание нитратов в капусте после вымачивания и после кипячения ее.
Безусловным лидером стала команда 032 гимназии №1 г. Тулы. Их творческий отчет выделялся по многим показателям:
- оформление отчета. При оформлении использовались некоторые декоративные элементы. И если в классических исследовательских работах они не приветствуются, то в творческом исследовательском отчете он вполне уместны, если они не избыточны. В данном творческом исследовательском отчете как раз декоративных элементов немного, но они украшают его;
- наличие интересного материала по теме исследования, подробное описание проводимой работы и проводимых исследований. Каждый шаг, каждое действие в отчете проиллюстрировано;
- наличие большого количества фотографий со смысловым содержанием, отсутствие однотипных и неинформативных фотографий;
- материал изложен популярным языком, повествование идет от авторов работы;
- к отчету приложен дополнительный материал – мультимедийная презентация, которая может использоваться на занятиях при проведении ознакомительных лекций по теме качества мясных продуктов, о значении мясных изделий в рационе питания человека. Конечно же, наличие такого материала не было прописано в условиях участия, однако организаторы конкурса посчитали возможным учесть при оценке наличие этой презентации.
Просим всех участников ориентироваться на этот отчет в качестве примера и стремиться при оформлении своих отчетов по возможности учитывать названные положительные стороны отчетов участников второго конкурса.
Второй конкурс «Начни исследовать с Крисмас+» показал чрезвычайно высокую актуальность применения изделий производства ЗАО «Крисмас+» в современных образовательных условиях, поскольку это дает возможности реализации основных положений ФГОС, таких как организация различных форм проектной деятельности и деятельности по индивидуальным проектам, развитие учебной деятельности по индивидуальному плану в соответствии с интересами учащихся, содействие развитию форм дополнительного образования, реализация принципов предпрофильного обучения, пополнение портфолио учащихся дипломами всероссийского мероприятия.
Учебные исследования на данном этапе развивают интерес к изучению предметов естественнонаучного цикла, а также позволят школьникам подготовиться проведению в дальнейшем учебных исследований на более высоком уровне.
Кроме того, участие в конкурсе способствует развитию у учащихся творческого мышления и творческого подхода к оформлению своих материалов, умения формулировать свои мысли, развитию письменной речи, навыков использования современных технических средств для организации исследовательской работы, обмена информацией, публичного представления своих достижений.
ЗАО «Крисмас+» приглашает принять участие в последующих конкурсах «Начни исследовать с Крисмас+». Третий конкурс пройдет с 15.01.2016 по 31.03.2016, четвертый – с 01.04.2016 по 25.05.2016. Подробная информация и форма заявки размещены на страничке конкурса.
|